Назад

Выставлено 5 декабря 2014

Из рукописи C. А. ЧЕТВЕРТАКОВ. “ФОРМЫ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ...”, Рукопись, Л.,1979-1986 360 с.

ЧАСТЬ 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НИМ ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ УКЛАДОВ

Глава 3. Становление капитализма и межнациональные отношения

(Нумерация страниц в каждой части отдельная - номера страниц в квадратных скобках. Примечания 2014 года даны с обозначением [p01])

3.8. Многонациональность. Пример II - Китай

В кратком обзоре истории Китая нас интересуют соотношения следующих составных частей: государственного аппарата, земледелия, города и внешней периферии.

Первые известные государства: Ся (“Шицзя” Сыма Цяня) и Шань-Инь (по раскопкам) образовались в пойме р. Хуанхэ, хотя имущественное расслоение по погребениям отмечено раньше, еще со времен III тыс до н.э. (Луншань). Уже государство Ся пало под влиянием социального разложения и борьбы низов с верхами, сопровождавшихся вторжением племени Шан (рабовладельческий способ производства - РСП-уклад).

Однако одновременное наличие государственного хозяйственного уклада доказывается большим количеством найденных надписей о принесении в жертву военнопленных. Наличие жертв означает обычно отсутствие потребности в интенсивной эксплуатации работников, достаточности “своих" земледельцев.

Неразвитость эксплуатации - вторая возможная причина. Государственному чиновнику нет смысла хлопотать над увеличением прибавочного продукта, организовывать труд дополнительных работников.

Большое влияние идеологии или преобладание идеологии над нуждами эксплуатации, или что то же самое, преобладание государственных интересов над интересами отдельных представителей знати - третья причина.

В эпоху Шан-Инь РСП-уклад еще раз проявляет себя вторжением кочевников - чжоусцев с запада. В XII в до н.э. чжоусцы усваивают культуру подчиненных иньцев - коренного населения. Наследственные пожалования чжоуской знати земель с прикрепленными к ним иньцами постепенно ведут к раздроблению государства на несколько сот царств (XI в до н.э.). В этот период отмечается существование земельных общин (VII-VIII вв.) а так же рабов-военнопленных и государственных преступников. Иерархии внутри царств сложны, велика регламентация прав и обязанностей. [p01]

Далее следует период Лего (отдельных государств) VIII-V вв. до н.э. и Чжаньго (сражающихся царств) V-III вв. до н.э.

Период раздробленности резко продвинул вперед земледелие и ремеcло, технику, развитие города и торговли. Лего можно рассматривать как первый местный временный расцвет феодального способу производства. Появилось орошение (впервые), транспортная водная система, освоено железо, начато использование железного лемеха плуга. Население возросло до 20 млн. чел. В этот период общинные земли [69] постепенно переходят в наследственные наделы, а потом и в частную собственность семей. Семейные общины трансформируются в соседские. Часть общинников разоряется, богатая кулацко-торговая верхушка общин ("богатые плебеи") начинают бороться с земельной аристократией.

Протофеодальная анархия многих государств в период VIII-V вв. до н.э. со временем сменяется централизацией государств (государство Цинь). Основой государства оказываются налоги с земель, собираемые с территории, поделенной на административные уезды.

Возможно, в этой централизации сначала были заинтересованы новые торговые крути города и деревни. Но фактическая централизация (реформа Шан Яна, 356-350 гг. до н.э.) прошла сначала в интересах торговых земледельческих верхов, в ущерб старой аристократии, городам и неимущим слоям. Позже уравнительность всех, за исключением госаппарата, ограничение торговли, состояний и доходов - элементы вульгарного земледельческого социализма - раздробление больших семей ради налоговых сборов - все это подводит общество к новому усилению государственного способа производства (ГСП-уклада) в государстве Цинь (легизм).

Идеология, отражающая потребности аппарата государства, защищающая и обосновывающая необходимость централизации, складывается рано - конфуцианство - учение о Небе как высшей и направляющей силе над всеми живыми. Это одновременно и этико-политическая система о справедливом государственном управлении. В теории толкователем воли Неба является чиновничество. Последнее, таким образом, выступает в роли жречества. Система управления и ее идеологическое обоснование совмещены в одной теории. Социальное неравенство в конфуцианстве считается незыблемым.

С другой стороны, как результат нарастающего внутреннего конфликта возникает теория социальной справедливости и равенства (Моцзы). Учение получает популярность среди крестьянства и противостоит конфуцианству.

Циньская империя

Отсутствие равновесия в коалиционных войнах того периода и успешная тенденция к централизации доказывает только возобладание в земледельческом регионе РСП-уклада. Одно государство Цинь смогло преодолеть коалицию из шести остальных (221 г. до н.э.). Так воцаряется Циньская империя. Ее особенности: массовое переселение старых верхов-земледельцев: заселение заброшенных и окраинных земель малоземельными из общин центрального Китая, признание земледелия как основного [70] юридического занятия; в идеологии синкретизм - всеядность - учет конфуцианских тенденций в идеологии завоевателей; введение обобщающего термина "черноголовые” для всех народностей, т.е. уравнивание их в правах; введение всеобщей письменности.

Но уже через несколько лет возникают колоссальные по объему повинности общин и особо повинности и работы десятков тысяч государственных "рабов”, т.е. тех же крестьян, на строительстве оборонительных сооружений против гуннов (215 г. до н.э.). "Рабы" – это осужденные за проступки люди и просто мобилизованные. Отмечается массовая гибель на строительстве - трупы используются как строительный материал (Великая китайская стена"). Среди событий захватнические войны на юге, а позже обостренная внутренняя идеологическая борьба - сожжение книг Конфуция и высылка из страны его сторонников - как отражение усиления внутреннего недовольства. Налицо весь букет ГСП-уклада в своих крайних формах.

Идет быстрое разорение страны, растут центробежные тенденции, поднимаются восстания. И все это происходит за какие-то 19 лет.

Династия Хань

В 202 г. повстанцы во главе с крестьянином Лю Баном свергают власть и так возникает новая династия Хань.

Иерархия государства пополняется новыми людьми из низов. Но фактически она складывается позже, к первой четверти II в до н.э. (175 г.). В правление Уди (140-87 г. до н.э.) возобновляется централизация хозяйства, введены торговые монополии, происходит борьба госаппарата со слишком крупными рабовладельцами (десятки тыс. рабов) разбогатевшими в период раздробленности начала II в. Возникают государственные ведомства (министерства), города строятся по строгому прямоугольному плану. Создается экзаменационная система продвижения чиновников по службе. "Открыт" Великий шелковый путь и торговля со Средней Азией. Сельская община остается независимой внутренне и одновременно основной податной единицей.

Снова начинаются военные походы Китая и его войны: с гуннами - 129 г., с Намвьетом - 112 г. Растут налоги. Усиливается институт государственного рабства, а, по сути, перевод части свободных в ранг каторжно и интенсивно используемой рабочей силы. Их многие сотни тысяч. Преступник, все члены семьи преступника или все члены поручительского объединения (микрообщина) становятся рабами, то есть бесплатными работниками на государственных работах-повинностях.

Интересно, что такое происходит после периода фактически сорванных товарно-денежных отношений в обществе. Второе, вероятное условие - относительный избыток рабочей силы в государстве, часть которых государство смеет тратить варварски.[71]

Кроме того, существует долговое рабство "своих" - институт частновладельческого рабства в условиях, когда военнопленных недостаточно - периферия слабо заселена. Частные рабы стоят дорого (5 волов), а, следовательно, их немного. Государственные рабы используются на промыслах, в мастерских и на тяжелых работах. Но основной массой эксплуатируемых работников остается свободная община, каждый член которой с разрешения общины - угощение всем и плата - может продать свой надел.

Налоги колеблются от 2/3 урожая (конец Цинь) до 1/30 (начало Хань). Общие повинности – это военные, гужевые и строительные (самые тяжелые).

Первый этап Хань можно характеризовать как развитый ГСП, который возник на фоне полуразрушенных товарно-денежных отношений и сам начинает постепенно вымываться их последующим усилением.

Появление откупов сбора налогов, ростовщичества, торговли рабами, "откупа от налогов", тенденция к росту крупного частного землевладения, переход к наемному свободному труду, испольной 50 %-ной аренде - говорит о росте товарного уклада, разрушающего государство и ведущего его к феодализации.

Вероятно, товарный уклад в эпоху земледелия можно расценивать как эквивалент РСП-уклада даже без господства рабовладельческого хозяйства. Внутреннее рабство в Китае можно рассматривать как идейное перерождение рабства военнопленных и воинов завоеванных государств в условиях, когда этих работников недостаточно и имеется одновременно избыток собственной рабочей силы.

В I веке н.э. начинается патронимия арендаторов-колонов, прикрытие богачами "своих” крестьян от налогов. Параллельно разоряется часть общин, падает общее количество собираемых налогов, возникает наследственная передача чиновных постов "от отца к сыну*, а также система протекций. Государство слабеет.

В I в н.э. вспыхивает восстание. Это революция сверху - Попытки силой восстановить земельную общину, ослабить крупных землевладельцев и чиновников (Ван Ман) ведут к гражданской войне знати, низов и госаппарата ("краснобровые"). Голод довершает разруху. Погибает 80 % населения Великой равнины (23-24 г. н.э.).

Размеры катастрофы, обусловленной анархией и усобицей, показывают значение единого государства и его роль в организации поливного земледелия, невозможность в каком-то смысле процесса феодализации и хотя бы временного ослабления функции государства.

И, как следствие, последнее начинает восстанавливаться.[72]

С момента голода начинается обновление государства Хань (Хоу Хань). Происходит полный передел земель. Налог - 1/30 урожая Ослаблена воинская повинность. К 25 г. значительная часть рабов (не все) освобождена. Идет экономический подъем: население возрастает с 21 млн. в 25 г. до 50-60 млн. чел к 89-105 гг. Государство помогает восстановить хозяйство. С 43-44 гг. снова начинается агрессия Китая во Вьетнаме. Возобновлен Великий шелковый путь.

Ко II в. крупное землевладение снова набирает силу: "рабов и рабынь у них тысячи, а рабов из осужденных десятками тысяч”. Снова идет разорение крестьянства, люмпенизация низов. Возникает нехватка  продовольствия. налоговых поступлений в казну (натурой). Идет рост влияния семей сильных магнатов ("сильных домов") и как результат усиливается борьба между государством и частновладельческой земельной знатью (II в). Эта борьба начинается снизу ("желтые повязки”] и к 189 г. империя Хань погибает под ударами "сильных домов".

Период раздробленности. Троецарствие

Возникает период раздробленности - троецарствие (189-280 гг.) В годы смуты, волнений и гражданских войн численность населения снова падает с 50-60 млн. чел до 16 с лишним млн. чел. Разрушается ирригационная система. В III в. из-за недостатка рабочей силы ведется охота за людьми, бездомные прикрепляются к земле. Сильные дома становятся всемогущественны. Страна вступает в феодальный способ производства (ФСП-уклад), насколько последнему не мешает ирригация.

Однако это развитие прерывается новой централизацией (Сыма Янь) и введением податного обложения, раздачей земель и организацией повинностей. В конце III в. снова возникает борьба чиновников –легитимистов с "сильными домами”.

Смута прерывается вторжением усилившихся к этому моменту кочевников (гунны, 308-324 гг., государство Чжао, сяньбийские племена в III в., тибетские племена). В северном Китае создается в этот период до 16 китайских государств-княжеств. Войны в течение ста лет сопровождаются истреблением и угоном в рабство коренного населения. Завоеватели-кочевники казнят и приносят в жертву богам десятки тысяч пленников.

Новое мощное нашествие сяньбийских племен тоба (конец 1У в.) ведет к образованию новой иерархии Тоба Вэй на основе опыта и кадров китайского чиновничества. На юге, за р. Янцзы, куда бегут старые верхи, продолжаются усобицы и анархия при чисто номинальной центральной власти (Наньбэй чао - период Северной и Южной династий). В Северовэйском государстве после периода упадка и борьбы населения со старыми "сильными домамии" снова через идею "справедливого государства" и уравнительность возникает централизация, наделение земледельцев пожизненной собственностью на землю [73] плюс "вечное" подсобное хозяйство. Характерным является запрет продажи земли. ГСП восстановлен в полной мере. Он подтверждается тщательной регламентацией жизни соседской общины. Суть надельной системы - госсобственность на землю.

Параллельно идет китаизация кочевой знати сяньби. Тобийский язык запрещен. На идейное вооружение государства взят буддизм.

Ко второй половине VI в. тобийцы ассимилируются. К власти на Севере приходят китайцы. С раздираемого борьбой, войнами Юга на Север бегут население и знать.

В конце VI в. Китай объединяется под власть тобийского северо-западного государства Чжоу (династия Суй, 589 г.). Объединение проходит успешно из-за угрозы вторжения тюркских племен, усталости населения от войн, необходимости восстановления сети искусственного орошения и борьбы с разливами рек. В основе объединения, как и ранее остаются факторы ГСП и РСП-укладов.

Новая централизация - новые агрессивные войны (Вьетнам, Тюркский каганат, Корея-Когуре). Возрастают и повинности (Великая китайская стена, Императорский канал, дворцы, транспортная повинность): "на дорогах шло взад и вперед несколько сот тысяч человек, и движение не прекращалось ни днем, ни ночью. Трупы лежали высокими холмами, смрад от них распространялся по всему пути".

Династия Тан

В 610 г. вспыхивает восстание, результатом которого оказывается смена верхов - установление новой династии Тан (628 г.). Снята задолженность крестьян, ограничены государственные повинности, освобождены кабальные рабы. Введены элементы социального обеспечения, помощь голодающим, помощь молодоженам и.т.д. Империя Тан - единое централизованное государство. В начале VII в. возникает город Ханчжоу прямоугольной планировки, ранее в VI в. строится город Чанчань строгой планировки. Все это свидетельство твердой и последовательно реализуемой централизации в хозяйственной жизни со стороны государства. При господстве земледелия мощь и преобладание государства в градостроительстве означает преобладание государства в хозяйственной жизни вообще. А последнее и есть ГСП-уклад.

При Тан возникают цехи-ханы, с самого начала находящиеся под контролем государства, не имеющие свободы назначать цены на продукцию. Наряду с цехами существуют казенные мастерские, работающие на двор и армию. Рабочие государственных мастерских - крестьяне на повинности и каторжане – государственные преступники. Постепенно усиливаются поборы с ремесла и торговли. С VIII в. Таны вводят монополию на торговлю чаем, потом на добычу соли и руд. Иерархия: император - чиновничество - "добрый народ" (податные обычные земледельцы, ремесленники и купцы, [74] "добрый" имел право стать чиновником) - "дешевый народ” (арендаторы, рабы и слуги).

В аппарате Танов свыше десятка ведомств. Важным среди них является ведомство работ "гунбу" - учета и организации трудовых повинностей - строительства, перевозок, государственной барщины. Армия набирается из крестьян, по повинности. В мирное время ведется всеобщее воинское обучение. На границах организованы военные поселения, где земледельцы ввиду угрозы извне несут и военную службу (аналог - казачества).

В эпоху Тан расширяются посольские связи Китая, вплоть до Византии, в 663 г. Китаем покорена Корея. Вообще в VI-VII вв. вся периферия Китая, кроме северо-востока, превращается в заселенную и иерархизированную (огосударствленную). С юга в Китай также проникает буддизм ("Махаяна"), внося в идеологию Китая недостающий элемент - обещание рая (нирваны) за праведную жизнь на земле. В целом сосуществование различных религий и веротерпимость - конфуцианство, даосизм - в земледельческом государстве говорит о наличии рабовладельческого уклада в стадии роста и расцвета в регионе Восточной Азии.

Население в VII-VIII вв. возрастает до 53 млн. чел (754 г.). Повышается культура земледелия, расширяются города. Но, как и ранее, надельная "справедливая" система постепенно разрушается захватом чиновниками и придворными надельных земель. Крестьяне, чтобы избежать многолетних долгов по налогам бегут или принимают покровительство новых пред феодалов, укрывающих "своих" от налогов. Объем налоговых сборов резко падает. Государство начинает конфискацию буддийских монастырских земель, но национализированные земли быстро переходят в руки временщиков и придворных. Возникает феодальное многовластие. Государство слабеет, теряет контроль над караванными путями и связями с западными соседями, отпадает Корея. У северо-восточных границ появляются племена киданей. В 755 г. армейский мятеж при поддержке извне киданей создает угрозу существованию государства. Император нанимает кочевников-уйгур, которые сами подвергают центр империи разграблению (РСП-уклад). Рост феодальных владений вынуждает власть еще более усилить эксплуатацию податных слоев: крестьянства горожан. Повсеместно появляется бродяжничество, обнищание крестьян.

Конец IX в.(860-901 г.) сопровождается восстаниями, "чисткой" старых верхов, подавлением волнений силой наемных дружин из кочевников. Неурядицы, восстания на протяжении этих сорока лет дают возможность крестьянству восстановить свои силы. В стране ощущается экономический подъем, в конце которого династия Тан прекращает свое существование (906 г.), и страна распадается.

Эпоха пяти династий и десяти царств

Период 906-960 гг. называют "эпохой пяти династий и десяти [75]

царств". В это время на Юге происходит рост производительные сил, а на Севере - разрушение ирригационных систем и дамб на реке Хуанхэ и спад сельскохозяйственного производства. Разливы рек и голод вызывают очередное сокращение численности населения. Кроме того в усобицы снова начинают вмешиваться кидане, создавшие в начале X в. государство Лао с помощью беглых китайцев. Китай начинает выплачивать в это время киданям дань, а набеги 40-х годов X-го века опустошают север. Множество людей угнано в рабство.

Империя Сун

Во второй половине X в. (960 г.) на основе национально-освободительной борьбы в Китае возникает новая империя Сун. Однако она не может снова вернуться к надельной системе. В 1022 г. владения крупных землевладельцев составляют половину обрабатываемой площади. С двух третей пахоты государство не получает налогов. На этих землях живут безземельные арендаторы - издольщики, постепенно теряющие личную свободу (кэху). В малонаселенных районах переселение кэху строго запрещено. Кэху - переходная форма, нечто от колона в Риме. Цеха - ханы и туаны - продолжают оставаться орудиями фискальной и финансовой политики власти. Они не имеют политического влияния в городах. Налоги в городах и в торговле велики - до половины стоимости товара составляют сборы на внутренней таможне. Часть продукции мастера должны сдавать государству по твердым низким ценам. Имеются казенные мастерские и монополии государства на добычу руд, соли, угля, производство и сбыт чая, вина и т.п.

Централизация при Сун снова усиливается. Наемные войска (гвардия в Кайфыне) находятся на государственном обеспечении. Военнослужащие вовлечены в торговлю и ремесло (аналог "стрельцов"). Воинские части всецело под местным гражданским контролем, военонаначальники каждые три года переводятся на новые места ("смена гарнизонов"). Так государство борется с феодализацией.

Можно сделать и некоторое обобщение: воинская иерархия по своему политическому значению менее влиятельна, чем иерархия гражданского управления. Последнее означает, что завоевательные войны, а, следовательно, и цель эксплуатации "чужих" играют относительно малую роль в сравнении с "нашими". Важный признак "азиатчины". (СЧ – основа орошение).

В эпоху Сун престиж армии по сравнению с чиновным трудом также не велик, хотя армия потребляет 5/6 всех доходов государства.

С 1004 по 1044 гг. налоги взлетают в 3.6 раза. К XI в. в империи снова появляется наследственная передача должностей высших чиновников [76] - появляются чиновные династии.

В XI столетии на Северо-Западе Китая возникает государство тангутов – Си Cя, которое с 1040-х годов начинает нападения на Китай. К дани киданям - с 1004 г. - добавляется и дань тангутам - с 1043 г.

В XI-начале XII вв. страну захлестывает волна крупных крестьянских восстаний, сопровождаемых чиновным реформаторским движением сверху в попытке восстановить и укрепить "хорошее” государство. Именно в ирригационном земледелии на основе централизации видит цель государства думающее чиновничество (Фан Чжун-Янь), а главным злом оно считает обилие негодных чиновников и слишком большое их количество вообще (Оуян Сю). Выдвинуты "революционные" проекты ограничения частной собственности, национализации земли, развития государственного ремесла и торговли (Ли Гоу 1009-1059 гг.). Эти реформы проводятся в последней трети XI в.(Ван Ань-ши). Они не спасают положения.

Увязнув в борьбе с внешними врагами, Китай пытается опереться на соседних кочевников-чжурчженей (государство Цзянь с III5 г.) против киданей. Но уже в 1127 г. сами чжурчжени захватывают столицу Китая и захватывают в плен императора. В ответ вспыхивает крестьянское и национально-освободительное движение. Испуганные власти заключают позорный мир с захватчиками и уплатой огромной ежегодной дани (1142 г.) В итоге Север оказывается порабощенным государствами Цзинь и Си Ся, а Юг - расколотым (Южносунская империя и государство Наньчжао).

В Цзинь захватчики управляют страной с помощью китайского же чиновничества (выпуск бумажных денег, принудительные скупки зерна по низким ценам, запрет торговли).

Империя Юань

С 1205 г. государствам Си Ся и Цзинь начинают угрожать монголы Чингисхана. Китайцы - противник чжурчженей - обучают монголов разрушать крепости. Результатом оказывается усиление монголов. К 1234 г. ими захвачен весь Север Китая: угон населения, жестокий голод и разрушение оросительной системы. Во второй половине XIII в, монголы окончательно покоряют Южносунскую империю (1276г.). Династия Сун прекращает существование. Ее сменяет монгольская династия - Юань. Иерархия: монголы - иностранцы (тюрки, арабы, европейцы) - северные китайцы - южнокитайцы (абсолютно бесправные). Идет расширение рабовладения. Крестьянские общины восстановлены и при сдаче налогов связаны круговой порукой, выборные старосты заменены назначенными. Развивается система откупов налогов. Идет переселение и увод к монголам ремесленников.[77]

К концу XIII в. монгольская агрессия выдыхается (Вьетнам, Япония). А к началу XIV в. династия Юань начинает опираться на китайское чиновничество. Только высшие должности занимают монголы. Но это не спасает положение. Разливы рек, голод, инфляция, опустение городов - вызывает рост освободительного движения ("красные повязки") К 1368 г. монголы из Китая изгнаны. В Китае воцаряется новая династия Мин.

Династия Мин

Династия Мин снова укрепляет централизованное государство. Оно конфискует земли промонгольской партии чиновничества и землевладельцев, земли буддийских монастырей, просто брошенные земли. Казенные земли - в основном на Севере - раздаются по принципу надельной системы, как в империи Тан. Часть земель остается в наследственном владении сильных домов. Налоги резко сокращены. На казенных землях налог выше, чем на частных. Искусственные общины и их мелкие подразделения-"десятидворки" - выполняют также государственные повинности. Староста в общине назначается. На общину возложена поимка беглых крестьян. Последние детали - признак высочайшей централизации и духовного контроля населения. Такое возможно лишь после длительного периода страданий народа, уставшего от разора и анархии.

Конец XIV - начало XV вв. - период подъема хозяйства и роста населения. Активна и внешняя политика. В конце XIV в. Мин борется за Ляодунский полуостров, пробует силы с Кореей и Японией. В 1404 г, страна счастливо избегает вторжения Тимура, умершего в походе на Китай. Затем следуют войны в Монголии, Вьетнаме. Флот Чжэн Хэ отправляется в плавание по Индийскому океану (1405-1433 гг.).

Престиж Мин зависит по их убеждению от прибытия послов из других стран, что считается признанием формального вассалитета. Флотоводец Чжэн Хэ "уговаривает" военной силой присылать послов в Китай от стран, куда его эскадра заходит. Результат "коллекционирования" таков - в 1423 г. в Пекине находилось до 1200 послов и их слуг.

Идет колонизация слабо заселенных земель - переселение хауцяо в Юго-Восточную Азию. Но правительство в основном не поддерживает поселенцев и их торговлю. Частная внешняя торговля не поощряется в отличие от монопольной государственной.

К середине XV в. империя начинает слабеть. Это проявляется в поражении при Туму от обратов в 1449 г., уходе из Вьетнама, в отсылке послов в 1436 г., в неудаче в Бирме в 1445 г. Уже с начала XV в. начинается захват [78] земель крупными землевладельцами. Города бесправны. Ремесленники выполняют повинности, что доказывает несвободу города, его полное подчинение государству. Велики внутритаможенные сборы. Национализирована часть мастерских (фарфор). Сохраняется монополия на соль, руды. В стране продолжает существовать несколько идеологий.

Разрушение хозяйства начинается как всегда в сфере земледелия. Развитие среднего и мелкого частного землевладения, купля земли купцами, ростовщиками и местными богатеями обезземеливает крестьян (на Севере), ведет к очередному росту испольной аренды, батрачества, Растет и крупное землевладение: императорской семьи и придворных. Последние не ведут крупного хозяйства – вероятно, его и невозможно вести интенсивно - а дробят землю на мелкие участки, в аренду.

С учетом нетоварности мелких хозяйств - это предфеодальный уклад. Натуральная рента полностью потребляется внутри имений, казна начинает пустеть. Например, в начале Мин около 2/3 поступлений из земель военных повелений. А к концу Мин эти объемы сокращаются в 10 раз.

Однако обезземеливание крестьян в условиях отсутствия внешней угрозы ведет в XVI-XVII вв. к появлению дешевых свободных рук в городе. Это стимулирует рост внутренних товарных отношений за счет товарной продукции среднего уровня помещичьих хозяйств Юга, производственную специализацию по районам. Вообще, частное среднее землевладение - сильные дома Юга можно рассматривать как феодальный уклад во многом недоразвитый и прерываемый периодически сильной централизацией государства. Избыток населения, идущий в город, так же соответствует периоду феодализма в Европе. Нет лишь одного необходимого условия - коммунальной свободы города от государства.

Однако, рост торговли не обеспечивает развития техники ввиду избытка рабочих рук, дешевизны. Это важная особенность Китая и орошаемых регионов вообще. Высокая плотность населения, аграрная перенаселенность тормозят развитие капитализма. Толпы бродяг идут в города, но не задерживаются помещиками. С другой стороны, руки и в городе излишни, т.е. внутренний рынок еще узок, а внешний рынок так же затруднен для частного предпринимателя.

Одновременно с некоторым подъемом ремесла и торговли государственная политика продолжает сковывать город. Некоторые успехи [79] делает централизованное ремесло. Вершина искусства фарфора (ХУ-XVII вв.)? книгопечатание, добыча ископаемых, металлообработка, судостроение. На основе государственной регламентации дифференцируется частное цеховое ремесло (вплоть до каждой технологической операции). Ремесло опутано поборами и повинностями – их объем до 20 дней в месяц.

В XVI - XVII вв. начинается развитие открытой и подпольной мануфактуры на паевых началах. Подпольные предприятия создаются в отдаленных и горных районах. Уже к XIV в., до этого, возникает домашняя ремесленная мануфактура. Однако частная промышленность ограничивается необходимыми расходами на протекцию, покровительство, а также привилегиями казенного производства (с полупринудительным наймом квалифицированных мастеров и закупками сырья государством по низким ценам).

Внешнее вторжение и расширение типов производства

В XVI-XVII вв. Мин в обороне от монголов и японцев. В конце XVI в. происходит первая коалиционная, оборонительная и успешная для Китая война позднефеодального типа: Китай и Корея против агрессии Японии. В конце XVI- начале XVII в. чжурчжэни на Севере объединяются в маньчжурское государство Цзинь. В начале XVII в. Цзинь завоевывает у Мин полуостров Ляодун, в 1557 г. португальцы захватывают Макао, а в 20-х годах XVII в. голландцы нападают на Пенхуледао и увозят на Яву часть населения, принуждают Китай открыть Гуанчжоу.

Таким образом, в Китае одновременно начинают существовать /четыре хозяйственных уклада:

-     государственный или азиатский способ – Это сельские общины и гидрообщина на надельной земле, городские ремесленные общины при господстве государства над всякой хозяйственной деятельностью, казенные мастерские, твердые цены, монополии в торговле; трудовые повинности;

-     Рабовладельческий способ (угроза со стороны маньчжуров как угроза порабощения от неземледельческого присваивающего хозяйственного уклада);

-     феодальный способ (среднее и крупное частное землевладение с натуральной рентой на Юге и в средней части страны;

-     капиталистический и колониальный (подпольные мануфактуры и колониальные захваты и торговля со стороны новых колониальных держав).

Совсем не бесполезно отметить одну географическую особенность Юг Китая представляет ФСП и КСП-уклады, а Север - РСП и ГСП (осторожно скажем, в большей степени). Действительно, разрушение частного землевладения на Севере происходило много чаще, при очередных [80] вторжениях кочевников. Образующаяся после "отлива” ничья земля снова и снова становилась надельной, т. е. государственной, и снова служила мощи продолжающегося государственного уклада, который при этом меньше зависел от помещичьего землевладения и города, класса землевладельцев в целом.

Наоборот, Юг Китая - района старого феодального землевладения. Здесь  частное крупное землевладение, вместе со средним и мелким, продолжало существовать многие столетия только в силу того, что кочевники не доходили до них или доходили уже в значительно ослабленном, китаизированном виде, насытившиеся грабежом и ниспровержением китайской знати на Севере. Средние хозяйства Юга Китая становятся основой товарного земледелия, роста городов и подпольной частной мануфактуры. С юга и только с юга в страну приходят колонизаторы и капитализм, с моря, как со стороны первой удобной наикратчайшей линии связи. С Севера и Востока господствуют кочевники, а Российский капитализм подойдет к Китаю, поглотив (не до конца исчерпав его, как увидим позже) РСП-уклад и зону присваивающего хозяйства лишь в XIX веке.

Таким образом, РСП-ГСП-укдад Севера и ФСП-КСП-уклады Юга - взаимосвязанные и детерминированные явления. Юго-Западная оконечность Китая (как и юг полуострова Индостан, Корея и Япония) могли бы и при отсутствии Европы развиваться в направлении к капитализму. Но этот процесс пошел бы на 300-500 лет позже.

Можно ли рассматривать политику Мин (закрытие внешних сношений, изоляционизм, стимуляция казенного ремесла, фиксация цен, госмонополии) как политику меркантилизма государства абсолютистско-феодального? Нет и нет!

Абсолютизм имеет целью укрепление государства путем предоставления льгот развитию собственной внутренней и внешней торговли, развитию частного предпринимательства. В этом абсолютизм отличен от ГСП. Абсолютизм просто не может не считаться с исторически сложившимся частно-торговым сектором внутри и вне страны, хотя как монополист и имеет тенденцию к нарушению интересов частной торговли. Минский Китай стремится укрепить мощь государства, но не в связи с развитием частного сектора и торговли. Упрощением и идеализацией было бы считать, что идеология общества не созрела для торговли. Действительно, без периода коммунализации городов, с глубокими традициям госуправления, в отсутствии информации о Европе минский чиновничий аппарат не имел оснований "уважать" частную торговлю и ремесло. [81]

Однако корни ситуации можно искать и глубже. Чиновничий аппарат "уважает" торговлю лишь тогда, когда чиновника заставляют уважать торговлю в обществе значительные социальные слои, сама социальная ситуация, собственники, независимые от государства в своей хозяйственной деятельности. Следовательно, корни консерватизма следует искать не в верхах, с верхами все ясно, а в пассивности, покорности государству низов и ведущих хозяйственных социальных слоев, точнее в причинах этой покорности.

И мы немедленно находим эти причины. Население Китая терпит притеснения госаппарата только потому, что имеет колоссальный опыт несчастий, происходящих с разрушением китайской государственности - набегов варваров, голода, разрушения ирригационных систем. И население Китая, зная об угрозе кочевников - теперь маньчжуров - продолжают покорно служить империи. РСП-уклад, таким образов ментально поддерживает уклад ГСП, препятствует полному развитию капитализма. [p02] Сложный технический вопрос - возможность развития частного землевладения при ирригационном землепользовании - мы оставляем в стороне, понимая, что последнее может также ставить пределы развитию феодализма (в европейском смысле) в принципе.

Реформы сторонников свободной торговли - ликвидации казенных повинностей, предприятий и монополий (XV-XVI вв.) не смогли реализоваться. Дряхлеющий госаппарат снова перестал справляться с поддержанием ирригационной системы в необходимом состоянии, возросли налоги, упала обороноспособность государства.

В I628-1644 гг. в стране происходит ряд крестьянских восстаний, сливающийся в общенациональное движение за "исправление" государства. Династия Мин свергнута. Повстанцы в Пекине. В этот момент правительственные войска на Севере открывают дорогу на Пекин маньчжурам (1644 г.).

Империя Цин

Так воцаряется династия Цин, чуждая Китаю в национальном отношении, а вместе с ней Китай, еще раз вступает в полосу РСП, ГСП-укладов.

Маньчжуры покупают много огнестрельного оружия у европейцев, желающих ослабления Китая. Маньчжуры поэтому сильнее китайцев и завоевывают Китай [p03]

Однако руководство Цин ведет сначала в Китае осторожную политику, с крестьянского населения не взимаются недоимки. Немного погодя в стране устанавливаются формы четко выраженного национального господства (РСП-уклад): переселение больших групп населения, организация повинностей китайского населения (по национальности) и приписка его к земле, принуждение к ношению косички - признака верности новому режиму, появление рабовладения в широких [82] масштабах. Сотни и тысячи китайских военнопленных, находящихся в частных руках, начинают продаваться на открытых вновь рынках рабов. Но уже через 6 лет, после ряда восстаний, маньчжуры вынуждены ослабить режим эксплуатации населения и форм зависимости. Но к этому моменту уже погибли или угнаны в рабство десятки миллионов людей. После этого первого периода власти начинают запрещать убийство раба, поэтому рабы-земледельцы фактически превращаются в прикрепленных к земле крепостных. Но хозяин - не "отец", а - "чужак". Поэтому систем господства носит ярко выраженных характер национального подчинения. (СЧ примечание 2014 – так более культурная периферия усваивается дикими завоевателями, получившими европейское оружие).

Земельная реформа. Земли делят на частные и государственные. Последние принадлежат только маньчжурам. Государственные земли не облагаются налогом. Они распределены как в надельной системе среди командиров и солдат "восьмизнаменных войск" – маньчжурской армии и не могут ими продаваться. Маньчжуры, таким образом, сообща, как община-завоеватель (Спарта) использует порабощенный Китай. Цин - слабый эквивалент илотии. Если солдаты закладывают свои земли (до 2 га), и они переходят в китайские руки, то правительство конфискует или выкупает эти земли. Только к XIX веку солдаты в основном лишились наделов, отошедших государству и стали получать оплату деньгами и натурой. Пустующая, плодородная земля Маньчжурии в течение 200 лет закрыта для китайцев вообще и никем не заселена, оставлена как резервный фонд господ-завоевателей.

Командиры китайских подразделений армии и администрация Китая состоит из маньчжуров. Смешанные браки запрещены. На казенных землях во владении маньчжуров сначала работают рабы-китайцы. При земельном налогообложении маньчжуры не делают различий между китайскими феодалами и простым народом. Число первых резко сокращается.

Регламентация быта, условий жизни, перемещения населения, контроль его взглядов резко усиливается. В деревне и городе введена система круговой поруки - десятидворка (боацзя). Вводится аналог паспортной системы - таблички на каждую семью с записью, кто откуда приехал или куда уехал. За политическими взглядами общин кроме назначенных старшин следят "беседчики" (сянъюэ)… Они два раза в месяц проводят "политинформации”, разъясняющие указы и политику правительства. (СЧ – а СССР 2014 политинформации то же были таким же неофициальным помимо газет и радио источником как бы доверительным каналом связи – там нередко говорилось то, что КПСС не смело сказать публично) В городах введена система старшинства (цзянтоу), выполняющая роль организации общежития для пришлых, организации (принудительного) найма вольнонаемных и одновременно поддержания "порядка" в городе. Назначенные из богатых ремесленников старшины используют пришлых людей как неполноценных кабальным образом. [83]

Иерархия государства отражает смешанный характер ГСП, РСП-укладов:

-     маньчжуры вплоть до солдата - потомственное дворянство;

-     китайское личное ненаследственное дворянство, по сути, клан средних частных землевладельцев и одновременно чиновников;

-     горожане от богачей до нищих;

-     крестьяне, прикрепленные к земле;

-     рабы, а также актеры, привратники и уборщики мусора.

Развитие деревни в эпоху Цин идет на основе частной собственности (80 % всех земель) и ведет к долговому обезземеливанию и испольщине, батрачеству. Но избыток рабочей силы не дает толчка развитию капитализма из-за высоких налогов и регламентации и ограничений в торговле… Идет движение по пути, свойственному развитию позднего Рима и других структур РСП-ГСП-уклада: испольщина в Китае - эквивалент римского колоната. Рост города ограничен рамками общественных фискальных структур государства, а цеха городского ремесла не соответствуют городским цехам средневековой Европы. Они бесправны, они проводники политики государства и его заказов и интересов. В торговле семья Цин ведет курс на торговую и политическую изоляцию страны, XVIII в. Внешняя торговля с Японией и Макао монополизирована и регламентирована государством. Можно сказать, что существует монополия внешней торговли у китайского правительства.

Конец Цин. Синхайская революция и до Китайских республик

Выводит Китай из этого состояния только вторжение колонизаторов - европейских, потом японских и русских. В этот период завершается один из последних этапов РСП-уклада в регионе Китая и его периферии (Синьцзян, 1758 г., Тибет, Монголия). Последняя политически осваивается" Китаем и Россией. Юг и Запад отсекаются Францией и Британией. Развитие промышленности получает толчок на основе создания крупных иностранных предприятий и государственных заводов. Становление китайской буржуазии и интеллигенции, рост антиманьчжурских и антиимпериалистических настроений ведет страну к Синьхайской революции (1911 г.) - свержению инонациональной деспотии Цин и власти маньчжуров над китайцами. Через период смут, крестьянских восстаний, борьбы военных клик, через период японской агрессии и вмешательства великих держав Китай приходит к новой централизации и национальной независимости под именем "социализма" в форме "Китайская народная республика”. Параллельно возникает Китайская республика на острове Тайвань.[p04]

Взгляд Неру на Китай

Как отметил в своем "Взгляде на всемирную историю” Джавахарлал Неру:

"Был еще ряд хороших правителей, а затем, как это обычно бывает, началось разложение." (конкретно о династии Мин)

Д. Неру. Взгляд на всемирную историю, т.2, М., 1989, с. 10

Чужеземные вторжения почти в каждую страну - Китай, Индию и т - достигали всегда успеха вследствие слабости этой страны и внутр них конфликтов среди ее народа.    ч.2, с.12

Удивительно, почему эта династия (Мин- авт.). так быстро пала после трех веков хорошего управления. Если управление было настолько хорошим, как полагают, то почему же возникали восстания и внутренние беспорядки? Почему чужеземные завоеватели из Маньчжурии не могли быть остановлены? Вероятно, правление сделалось деспотичным к концу периода. Может быть, также слишком сильная отеческая опека расслабляла народ. Кормление с ложечки вредно как детям, так и нациям.

Удивительно также, почему Китай, имевший в то время такую высокую культуру, не развивался в других отношениях - в области науки, от открытий и т.д. Народы Европы отстали от Китая, но мы их видим полными энергиях, готовыми дерзать, охваченными духом исследования. Китай можно сравнить с культурным человеком средних лет, любящим спокойную жизнь, не стремящимся к новым приключениям, не склонным нарушать заведенный порядок, занятым своими классиками, своим искусством. Европу - с юношей, довольно неотесанным, но полным энергии и духа любознательности, жаждущим исследований и повсюду ищущим приключений. Китай обладает большой красотой, но это спокойная красота зрелости, "послеполуденной красоты или красоты вечернего заката." (ч.2, с. 13-14)

Примечания

01Примечание 2014 – Сейчас мы знаем, что это начало феодализма, который снова срывается окружающей периферией

02Примечание 2014 – Это же явление свойственно и России

03Примечание 2014 – и это уже взаимодействие КСП колониальный вариант и РСП – таков и опыт России – получение технологии оружия от Запада позволило ей еще более нарастить размеры патриархальной по сути древней империи до Тихого и до Кушки

04Примечание 2014 – на этом раздел обрывается.Китай становится ареной борьбы Японии как колонизатора, потом СССР и США как борцов за идеологию и влияние на регион жесткая коммунистическая политика адептов «победившего социализма» с 1949 года отягощена низким культурным уровнем правящий группы.

"Китайская народная республика" – основа сельское хозяйство со строго национализированной землей, которая роздана в т.н. «малые коммуны» (по деревням), объединенные в «большие коммуны» (по районам). Это китайский вариант управления сельских хозяйством, еще более заорганизованный, чем в СССР, а в СССР этот вариант привел к катастрофе к концу 1980-х годов.

Страна из одной политической или хозяйственной кампании в другую попадает во все больший голод и страдания – В борьбе за укрепление личной власть Мао развертывает «культурную революцию», влияя на городскую молодежь – «открыть огонь по штабам». Это нечто от «опричнины», в которой погибает множество технических специалистов, которые могут иметь особое «мнение». Страна впадает в моральную депрессию Дряхлость вождя сопровождается борьбой за власть на местах, в провинциях, где новые хунвейбины, сражаются с военными (и воинскими частями) и отдельно с гражданскими (партийными комитетами КПК) за власть на территории. Голод и карточная система. После смерти Мао к власти приходит его жена и несколько лидеров (позже именованная как «банда четырех»). В какой-то момент власть этой банды прекращает единственный квалифицированный человек прежней элиты, чудом не расстрелянный при Мао, как премьер Лю Шаоци – это Дэн Сяопин. Его квалификация состоит в том, что он как и несколько лидеров страны, жил и учился  (около двух лет) в Европе (Париж, университет) еще на рубеже 10-20-х годов. Именно в этот момент еще децентрализованного государства в провинции Сычуань местное руководство решается на отчаянный шаг (в стране не хватает по карточкам двух единственных продуктов – риса и капусты – больше ничего нет) – оно раздает всю землю коммун крестьянам в личное надельное пользование. Результат  виден сразу – в первый год урожай повышается в два раза, а еще через два года урожай в совокупности вырастет в четыре раза. Секретаря провинциального партийного комитета КПК вызывают в Пекин и поощряют. Так начинается новая история Китая.

Назад

Rambler's Top100 Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика