Назад

Дополнение текста 11 декабря 2018

4 сентября 2011

Становление классов и первой иерархии труда

 

© С. А. Четвертаков, 2011

 

В настоящем разделе мы демонстрируем «работу» иерархии потребностей в историческом материале первичного классового земледелия. Данная работа, и автор прекрасно понимает это, является исключительно черновиком и фактически серией гипотез. Приводимый в исторической литературе материал никак не может рассматриваться в качестве полного обзора, а потому и не является полным подтверждением излагаемых гипотез. Поэтому автор, несмотря на свою уверенность в правоте основных и, вероятно, оригинальных положений, рассматривает эту работу как изложение  или демонстрацию, скорее всего, нового способа мышления – применения иерархии потребностей к историческому синтезу, считая, кстати, наработанный историками аналитический материал приемлемо достаточным. Автор готов принять любые замечания по поводу существования чужих приоритетов исторического анализа в любой из гипотез.

 

Является ли родовая семья иерархией труда

 

Еще раз напомним наше определение иерархии труда.

Иерархия труда – это социальная структура разделенного труда, в которой один или группа лиц (группа А), занятых творческим умственным трудом управления, через постоянных посредников или надсмотрщиков принуждают или обязывают остальную часть работников структуры (исполнителей) (группу В):

– Производить для группы А указанный им труд или услуги и (или только)

– Отдавать группе А произведенный материальный продукт или его существенную часть

– Каждый из участников структуры удовлетворяет основную (снизу) часть своих потребностей путем участия в структуре.

 

Родовая семья и парная семья имеет черты, похожие на иерархию труда. Однако эти социальные структуры не являются таковыми.

Семья включает половозрастное разделение труда. Она предполагает и главенство – выполнение функции умственного труда управления с одной стороны (матери – матриархат) или отца (патриархат). Она предполагает подчинение остальных членов семьи руководителю. Она – третье – предполагает, что подчиненные члены семьи отдают весь (а не часть) своего продукта производства в бюджет семьи. И в этом состоит реципрокация членов семьи в отношении остальных членов семьи.

Почему же это не иерархия труда? Причина в том, что здесь не выполняется одно важное условие. Изъятие продукта труда от подчиненных членов иерархии в семье выполняется не принудительно. Принуждения к труду (получение услуг труда и значит труда) в семье практически нет или оно ограничено (оно выполняется не путем лишения удовлетворения ряда низших потребностей).

Исключения могут быть, но они являются исключениями, а не практикой существования семьи. И мы говорим об этом ниже. Принуждения в семье, как правило, распространяется на детей и имеет целью их воспитание.

Причина? Мы предполагаем, что причина кроется в генетических основах потребности любви и принадлежности. Мать и отец связан с детьми и родителями генетическими связями принадлежности и любви. Суть их отношений – воспроизводство нового поколения и его воспитание. И родители, и старшие, как правило, не наказывают взрослых детей. Наказание, если есть, ведется как часть обучения (жизни) в детском возрасте. И этого оказывается достаточно, чтобы дети стали готовыми к взрослой жизни и далее не стали изгоями о взрослой жизни, не умерли от голода – при работе в реальных будущих иерархиях труда, где принадлежность имеет не генетический, а социальный, то есть приобретенный характер. Последнее наказание, которое могут исполнить родители в отношении детей – это освобождение детей от своей опеки и исключение их из семьи (возможно, с лишением наследства). Но уже изгнание из семьи, обрекающее на смерть, является осуждаемым поступком и в целом очень редко.

Мы кратко излагаем первый акт формирования классов и иерархии труда, который мы по данным современной науки относим к первым очагам земледельческих цивилизаций (Шумер, 5000-4000 лет до н.э.; Египет, 4000 – 3500 лет до н. э.)

Природа возникновения иерархий труда, эксплуатации и первых классов изложена нами в разделе «4.1. Первые иерархии труда. Становление».

Исходным состоянием является отсутствие прибавочного труда в первобытном земледелии. Всякий избыточный результат, расходуется на престижное соревнование родов между собой, удовлетворяя потребность уважения (дарения и угощения)

Этапы становления иерархии труда, как показано в материале, обусловлено первой конкуренцией между родами или племенными объединениями (позже между семьями) при разделе первого ценного ресурса производства – при разделе аридной земли, с самовосстанавливающимся плодородием.

Жрецы (мужчины), существование которых в настоящее время безусловно подтверждается для начального периода земледелия, оказываются «людьми знания».

Выше мы уже отмечали и демонстрировали в таблицах, что жрецы (женщины и мужчины) способны знаниями вызвать страх перед своим могуществом, используя яды и символические «кары Богов (Высших сил)». Другими словами, жрецы являют собой вторые исторические в обществе роли социальной власти, в данном случае информационной. Первыми были вожди-охотники. Они в присваивающем хозяйстве имеют власть опыта и физической силы, когда охота играет ведущую роль в присвоении-потреблении природы. Но эта власть вполне ощутима и объяснима в представлении родового общества того времени. К моменту начала земледелия охота перестает быть ведущим средством удовлетворения потребностей того общества, и само земледелие становится основной существования. Поэтому жрецы впервые в социальном обществе имеют информационную власть, которая не вполне понятна, не вполне объяснима членам общины. Жрецы как особое сословие получает подарки или содержание, услуги и уважение от членов сообщества. И поддержание уважения к себе со стороны общины для них очень важно. Обычно в общине они не занимаются сами обработкой земли.

Позже (или сразу в момент первого кризиса земледелия – недостатка ценной земли) жрецы – люди знания – расширяют объемы посевов путем орошения земли или спуска воды из резервуаров. Это приводит к снятию противоречий общин за землю и к восстановлению социального мира в обществах того времени. А с другой стороны это завершает полное формирование и становление практики постоянного управления жрецами как технологами агрокультуры основными объемами труда земледельческой общины.

Динамике потребностей этого типа мы приводим в таблице из следующих состояний:

1. Работа на ценных земельных угодьях без конкуренции при росте населения;

2. Начало конкуренции за землю при появлении ее недостатка с закономерным ростом населения в регионе.

3. Арбитраж жрецов как людей знания между общинами (родами или племенами) для восстановления мира или содержательная и руководящая помощь в водосбережении и в водопользовании с установлением регулярного подчинения общин их решениям.

Динамика потребностей при формировании первых иерархий труда

Состояние или действие

Текущие потребности общин (родовые или племенные союза родов)

Текущие потребности жрецов как «людей знания» в области агрокультуры

1. Работа на ценных земельных угодьях без конкуренции при росте населения

ФП < – > ПБ2

ПБ3 – > ПТ

2. Начало конкуренции за землю при появлении ее недостатка с закономерным ростом населения в регионе.

ПБ2 – > ПБ1,

Внутри и между общинами начинается конфликт, вплоть до насилия

ПБ3 – > ПБ2 – > ПБ1, если жрецы не способны исправить положение и повлиять на общину, установить в ней мир, то они потеряют не только статус. Но и материальное обеспечение от общины. Жрецов, которые не могут предсказать будущее или принести пользу, дать совет, могут даже убить и назначить нового.

3. Арбитраж жрецов как людей знания между общинами

ПБ1– > ПБ2

Устраняет конфликт и возвращает работников к труду

ПБ1– > ПБ3 – > ПТ

 

Образование прибавочного продукта и его извлечения в иерархии труда. Принуждение к его выработке

 

Второй этап возникновения функций иерархии труда мы представили в «Реконструкция 2.

Возникновение производства прибавочного продукта и эксплуатации в первых иерархиях труда», ссылка.

Он связан с появлением и ведением жрецами общественного страхового фонда. Он является страховым запасом зерна и продовольствия на случай неурожаев или стихийных бедствий, но и, главное, находится в руках самих жрецов, они потребляют из него, приносят жертвы Богам и, как арбитры, распределяют помощь нуждающимся или пострадавшим.

Такой фонд является простым продолжением семейного или родового фонда реципрокации или просто родовых запасов, которые обычно управляются главами рода. Само наличие фонда не является чем-то новым или исключительным. Наоборот, сама новая структура, где господствует или решает жрец, возникает непроизвольно из рода или из племенного объединения с функциями рода, где общие запасы всегда присутствуют, как и в семье. Скорее, позже следует отдельно обсуждать процесс отживания общего фонда, а не его появления. Но в будущем государстве и далее навсегда такой фонд существует в натуральной и позже в денежной форме.

Мы отмечаем, что в новой структуре фонд собирается из фондов отдельных родов или части продукции таких фондов. Поэтому объем продукции явно перенаправляется и препятствия такому изменению рано или поздно могут иметь место.

Препятствия в аридных зонах земледелия могут носить исключительно характер возражений к сдаче или вообще  к работе на полях в случае достаточного количества зерна в фонде. Дело в том, что аридная зона предполагает огромный выигрыш в производительности. А ряд членов общины могут по традиции экономной работы потребовать растраты фонда на праздники, дарения или для прекращения работ вплоть до истощения такого фонда.

В такой ситуации вполне вероятны требования прекратить работу, распределить фонд и т.д.

Жрецы испытывают давление людей общины, теряя контроль над запасами, испытывая ущемленияе уже полученных привилегий и власти. Их потребность уважения оказывается нарушенной.

Восстановление власти они ведут теми средствами, которые имеют – это их информационная власть над оппозицией (яды и др. средства) и кроме того, средства самого хлебного фонда, который может стать основной формирования штата помощников, защищающих жрецов и сам фонд от нападений общины. Кроме того, новый аппарат, существующий за счет фонда, теперь может и принудить работников сдавать продукты в общий фонд и наказать противников, и просто вести учет продукции самого фонда, урожаев, сдаваемого зерна и его хранение. Последнее и восстанавливает положение и статус жрецов. Дополнение 2018: Иерархия потребностей Маслоу подсказывает, что сытые и здоровые люди, которые свободны и не заняты работами, рано или поздно начинают приобретать потребность уважения, и их поведение может начать угрожать статусу (значимости, а потому и власти)самих жрецов. Логика спасения оказывается не слишком сложной - людей, которые посеяли хлеб и ждут урожая, нельзя оставлять в свободе и бездеятельности. Им требуется постоянно давать поручения или организовывать некие общие работы. И отсюда уже объяснимы и строительства пирамид для фараонов, и многие другие работы, хотя среди них есть и относительно полезные - как возведение стен вокруг города в случае внешних угроз. Но своей пищи у жителей не должно быть много и на большой период. Пищу (или ее важную часть) следует выдавать в связи с трудом по поручениям или в процессе общих работ. Вот тогда и складывается ситуация, в которой основные жизненные ресурсы сосредоточены у (центральной) власти, а у рядовых жителей нет времени на праздное для размышлений и сформирование собственных мыслей и потому опасное для властей время. Итак, текущая зависимость по продукту от власти, отсутствие свободного времени, кроме отдыха от простого труда - оказывается условием сохранения центральной власти. Этот синдром, вероятно, идеально сложился лишь в Египте Древних Царств. Но далее он находит себе путь во всей практике последующих цивилизаций. Примечание: Борьба ВКП(б) за коллективизацию (1929-1930) и особенно за хлеб в уже новых колхозах, во главе которых стоят хозяйственные люди, выбранные самими крестьянами (и из крестьян) (1932-33) - изъятие излишков и принуждение их к обязательной сдаче хлеба - оказывается восстановлением эксплуатации крестьянства, которая была фактически полностью разрушена Декретом о Земле (1917) и после Гражданской войны поддерживалась свободой продажи хлеба крестьянами вплоть до момента, когда выяснилось, что крестьянам, кроме бумажек (червонцев) городское новое общество СССР-России и не может ничего продать. Это состояние, именованное тогда как "товарные ножницы" - это не только высокие цены на городские товары - это просто отсутствие товаров, нужных в сельском хозяйстве. При полных сундуках денег (к 1927) и при отказе в праве поднять цену на хлеб. Цены на рынке была установлена государством с 1922 г. С началом новых силовых реквизиций семейных запасов хлеба у крестьян в России (1927), последние к весне 1928 года практически и массово отказались сеять хлеб (товарный, то есть для продажи). Они фактически начали бастовать. Их практика - "недосев" - это когда сеют по краю поля, а в середине пусто, что волостные уполномоченные (контролеры) обнаруживают лишь к середине лета. То есть крестьяне в 1928 стали сеять хлеб только для своего пропитания. Это и стало причиной форсирования коллективизации - государство "национализировало" землю у крестьян. Конец примечания

Поэтому в динамике мы можем показать следующие шаги.

 4. Среди важнейших установлений жрецов оказывается ведение и формирование общественного фонда зерна и продуктов, который является и страховым запасом на случай неурожаев или стихийных бедствий, но и, главное, находится в руках самих жрецов, они потребляют из него, приносят жертвы Богам и, как арбитры, распределяют помощь нуждающимся или пострадавшим.

5. Накопление фонда и удовлетворение потребностей безопасности членов общины

6. Переход их к творчеству или к политическим действиям, ставящим под угрозу уважение жрецов. Наиболее вероятным оказываются претензии к потреблению и к необходимости дальнейших работ тогда, когда в фонде еще много продуктов.

7. Жрецы, с помощью стары технологий страха или создания нового аппарата защиты подавляют «бунт»

8. Жрецы организуют тщательное изъятие всего или значительной части продукции населения (один из вариантов – полное изъятие и ежедневное рационирование питания), чтобы члены общины не могли выдвигать требования к жрецам. Работникам и членам общины, имеющим претензии не выдают продовольствие и т. п. Так возникает эксплуатация.

Динамика потребностей сторон при формировании общественных фондов и эксплуатации

Состояние или действие

Текущие потребности общин (родовые или племенные союза родов)

Текущие потребности жрецов как «людей знания» в области агрокультуры

4. При ведении и формировании общественного (страхового)  фонда зерна и продуктов, возникает некоторый большой или существенный запас продовольствия

ФП – > ПБ2

ПБ2 – > ПБ3 – > ПТ

5. Накопление фонда ведет к удовлетворению потребностей безопасности членов общин

ПБ2 – > ПО – > ПБ3

ПТ

6. Члены общины или их часть переходит к творчеству или к политическим действиям, ставящим под угрозу уважение жрецов. Наиболее вероятным оказываются претензии к потреблению и к необходимости дальнейших работ тогда, когда в фонде еще много продуктов.

ПБ3 – > ПТ

ПТ – > ПБ3

7. Жрецы, с помощью старых технологий страха или создания нового аппарата защиты подавляют «бунт»

ПТ – > ПБ1

ПБ3 – > ПТ

8. Жрецы организуют тщательное изъятие всего или значительной части продукции населения

ПБ1 – > ФП < – > ПБ2

ПТ

9. Общее урегулированное отношение в иерархии труда возникает, когда жрецы получают возможность загружать свободное время членов общины постоянным трудом, реальным или символическим при выдаче им минимально достаточного продовольствия и средств удовлетворения потребностей для обеспечения ПБ2 и ПЛП

ФП < – > ПБ2

(строительство храмов и пирамид, ритуалы и жреческие церемонии занимают свободное время членов общества. Кроме того, члены общества не имеют достаточно ресурсов, чтобы преодолеть ресурсную в части продовольствия и информационную власть жрецов)

ПТ

10. В системе управления возникают не менее двух уровней управления, где имеется Глава, средний слой управления и слой исполнителей. Потребности промежуточных слоев управления в отношениях с верхом и низом играют ролевой характер, как показано различный.

Состояние или действие

Потребности управляемого члена общины

Потребности работника управления

Потребности высшего жреца

10-1. Соотношение потребностей главы иерархии и потребностей среднего слоя управления

 

ПБ2,

в реальности человек карьеры имеет неудовлетворенную потребность уважения, но обязан в прошлом тщательно ее скрывать *

ПТ

10-2. Соотношение потребностей среднего слоя управления и потребностей рядовых членов

ПБ2

ПТ

 

* – В настоящее время т. н. «амбициозность» считается хорошим тоном. Однако автор этих строк считает карьеризм (в иерархии труда) устаревшим явлением, а демонстрацию ее проявлением вульгарности. Что, по сути, является не вульгарным в продвижении в иерархии труда (пока они еще существуют) пусть определит сам читатель.

 

Назад

 

Rambler's Top100



Hosted by uCoz