Возврат

Возможные ответы на возможные вопросы

(заранее заготовленный материал, розданный слушателям доклада С. А. Четвертакова, на который делались ссылки в ответах автора на вопросы по докладу)

 

Тезис: население на данный момент в основной своей массе, находится в таком материальном и психологическом состоянии, что основные интересы народа лежат не в области конструктивного созидания условий для собственной рациональной хозяйственной деятельности, а в области исключительно конечного потребления.

Ответ. К примеру, по данным “Известий” от 28 дек 1999, стр.3 “главным, что сегодня хотят получить петербуржцы в результате политики властей, является “увеличение зарплаты и доходов большинства работающих” (это мнение 63% опрошенных). Остальные ответы - 25% за развитие образования и культуры (вероятно, работники нищих сфер образования, здравоохранения и культуры и , наоборот, боящиеся роста преступности состоятельные средние круги), - 9% за строительство дорог, мостов и инфраструктуры отражают интересы нашедшего себя среднего класса. Вне Питера отношение к конечному потреблению как к главной цели еще более широко распространено. В “Известиях” от 13 янв 2000 (“Россияне ожидают социальных реформ”) по данным репрезентативного опроса АРПИ от 7-9 января лишь 19 процентов россиян желали бы возвращения страны на путь социализма, ...всего 13 процентов...являются сторонниками продолжения нынешнего курса реформ, а “50 процентов высказываются за проведение реформ социальной защиты населения”, 18 процентов не имеют мнения о предпочтительном пути России. Другими словами, социалисты вместе с просящими новой реформированной социальной помощи несчастными и не знающими, куда идти, образуют в России до 87 процентов, в 98 году их было 90-95 процентов.

Тезис. Азиатские и рабовладельческий уклад в истории России XX века. “Между тем многонациональность является в данном случае реальным остатком (и даже не атавизмом) рабовладельческого способа производства и вместе с хозяйственным укладом ярко выраженного государственного (или “азиатского”) способа производства пронизывает весь 20-й век России-СССР”.

Ответ. Доказательством являются такие элементы государственного рабства, как масштабы принудительного использования (постоянно до 10 млн.) заключенных ГУЛАГа “вусмерть” на производственных и строительных работах (30-60 гг), принудительное переселение ряда народов (геноцид), военная политика прохождения воинской службы вдали от места жительства, кадровая политика назначения заместителей господствующей национальности, ограничения в обучении военным и стратегического назначения профессиям, имперская организационная государственная структура и даже частновладельческое рабство и заложничество на Кавказе, и такие элементы азиатского способа, как тотальное “фондирование” - полная концентрация и централизованный учет всей производимой продукции и последующее централизованное распределение ее (кроме веников), т.е. натуральное распределение; гипертрофированная роль производственной “общины” - “трудового коллектива” с распределением множества продуктов, услуг (дефицит, “очереди” на жилье и т.п.) и работ (по повинности) через общину; труд на государство как обязанность(борьба с тунеядством) и в виде массовых натуральных повинностей работоспособного населения на дополнительных работах в сельском хозяйстве (“шефская помощь”, стройки) и как массовое использование молодежи призывного возраста на низкооплачиваемой работе в режиме трудовых или воинских повинностей, школьные и студенческие отряды (хлопок, стройки, уборка урожая) и строительные войска (стройбаты) не менее миллиона чел. Таким образом, специалистам по истории понятно, что экономическим и социальным реформам в России мешали и мешают самые архаичные хозяйственные формы, эти формы и погибают первыми, как самые неустойчивые, мешая остальным формам развиваться. Свой корректирующий взгляд на исторический процесс в России и ее межнациональные отношения, в частности, и на формационную теорию исторического материализма, в частности, новый подход, включающий представление о рабовладельческом и феодальном способах производства, автор надеется когда-нибудь опубликовать.

Тема. Перспективы изоляции Северо-Запада России

Ответ. Проблема регионализма для России в целом автору видится следующим образом. Государственная власть в России при отсутствии реформ ослабеет и сделает необходимым развитие местного законотворчества, самоуправления и реформ. После того, как наилучшие образцы реформ в регионах начнут стихийно распространяться по другим субъектам федерации, российская государственность восстановится снова, по крайней мере в масштабе регионов с преобладанием русского населения. В отличие от Западной Европы и ее географии и истории, обширное пространство России без ярко выраженных естественных препятствий (рек, гор) делает абсолютно нереальным формирование устойчивых отдельных русских государств. А значение Петербурга как связи России с Западом тем более гарантирует включение региона в ядро любого будущего большого государства. Любое из удельных княжеств: Псков, Великий Новгород, Тверь, Москва, Карела, Архангельск - почтут за честь сидеть у петровского окошка. Мы обречены быть частью России, потому что не отделены с юга Арденнами или Па де Кале. Более того, если говорить о достижимых целях государственникам и просто нормальным гражданам в России следует активно сражаться всегда именно за целостность русских областей, особенно против феодальных попыток запрета вывоза хлеба из регионов, а не за формальное единство законодательства внутри федералов других национальностей. Более того, ряд законодательных сфер (частная собственность на землю, жилищное и трудовое законодательство), если в ближайшем Дума не начнет реформы, логично вывести из границ федерального уровня и опустить на уровень регионов. Вывести формально или фактически. Это откроет дорогу для местного законотворчества регионов по аналогии и в соответствии со сбывшимися надеждами отцов-основателей Северо-Американских Штатов, которые сознательно это делали для пресечения излишней концентрации федеральной власти в большой стране.

Тезис: В истории нового времени уже имеется немало примеров влияния идей на ускорение или торможение развития общества. Среди наиболее громких стоит упомянуть - протестантизм (ускорение) и марксизм и социализм как государственная система (торможение).

Раскрытие. Распространение протестантизма. Со времени Вебера стало широко распространенным убеждение, что протестантизм явился причиной того, что капитализм так естественно вошел в культуру народов, освоивших эту ветвь христианства. Зона уверенного движения капитализма в Европе действительно определена зоной распространения протестантизма в форме лютеранства и кальвинизма. Для нас факт зарождения и успешного распространения протестантизма в Европе всего лишь отражение уже накопленного жизненного опыта населения новых городов, городской буржуазной культуры, вырабатывающей свою новую этику и отношение к жизни. Новая христианская ересь - отражение объективной потребности новых “европейцев” в изложении жизненных целей и средств их достижения. Суть этики состоит в приоритете личного труда и бережливости, в тщательном использовании Богом данных индивиду ресурсов и в личной ответственности верующего перед Богом за свою судьбу. По сути протестантизм выполнил функцию мобилизации личности и тем самым членов всего общества, но через личность - мобилизацию на самодеятельный труд в момент окончательной ликвидации соседских сельских общин, в момент ослабления социальных функций городских ремесленных общин, в момент кристаллизации самодеятельной личности. Протестантизм завершил трансформацию христианского государственного сознания Римской империи, которое прошло через католическое вероисповедание средневековых государств с его промежуточным рыночно - общинным мышлением (от иезуитства и сожжения инакомыслящих, от крестоносных идей завоеваний святых мест, через и сквозь общинную идеологию до рыночных платных средств спасения состоятельных граждан в Царстве Божьем - индульгенций). Итак, протестантизм мобилизовал защитные механизмы личности в Европе. Стоит ли говорить о том, что мобилизующие идеи личного труда и полной ответственности индивида за свою жизнь актуальны и для сегодняшней России именно в момент, когда распадающаяся ткань государства оставляет народ, ждущий помощи и руководства, в недоумении. Протестантизм отразил потребность в таком критическом взгляде внутрь личности и явился по сути таким взглядом. А затем, мы знаем, эта концепция сама в процессе распространения глубоко повлияла на регионы охвата и ускорила их развития. И это уже не вполне материализм. Такова, например, Финляндия, которая в тот момент не имела развитой городской культуры, но испытывала шведское культурное влияние. Хотя можно со значительной степенью уверенности утверждать, что восприняли эту концепцию только общества, находившиеся примерно в одной фазе социокультурного развития (соотношение государственной власти и независимого частного имущества, например, частного землевладения). Как пример, для историка и социолога существенно, что греки не смогли и не захотели использовать изобретение паровой машины для облегчения или экономии труда, а европейцы - захотели. По аналогии можно предполагать, что идеи протестантизма охватили ту зону, которая была для него потенциально естественной, готовой к усвоению. И это, похоже, снова материализм.

Распространение марксизма. О том, что идеи коммунизма привились именно в зонах разрушающейся сельской соседской общины в начальной фазе разрушения и при отсутствии опыта развитого частного землевладения, в западной литературе говорилось неоднократно. Существует даже теория “уходящего автобуса” (кто опоздал в него сесть, тот никогда уже на него - автобус “в социализм” - не сядет) Решение населения о “социализме” - обойти тяготы и стрессы индивидуальной борьбы за выживание в городе после тепла сельской общины и вернуть в городскую цивилизацию традиции общины и защищенности -, было укреплено гигантской верой в силу рациональных выводов науки и научного решения социальных проблем, о котором одним из первых заявил Маркс. И большую роль в российском освоении Маркса сыграла российская разночинная интеллигенция - т.е. государственные служащие, далекие от идей рынка, промышленности и боящиеся и презирающие рынок, как представители имперского государства. С ними объединилась вся крестьянская Россия - 90 % населения России, не изжившая еще общину, и с вожделением смотревшая на бывшую “обчую” дворянскую землю в момент недостатка земли. Кроме того, дворянская интеллигенция, 50 лет паразитировавшая на выкупных платежах и отвыкшая от энергичной самодеятельности, не смогла ни отстоять свою землю как частную собственность (Бунин, Куприн), ни поддержать новый развивающийся капиталистический уклад (Толстой, Чехов -“Вишневый сад”). И, пожалуй, наиболее страшной (архаичной и совершенно не соответствующей материализму Маркса и с позиций самого Маркса) стороной марксизма явилось требование решать задачи социального развития (государственной) силой - диктатурой пролетариата. Таким образом, европейская идея, не годная для либеральной Европы, выброшенная ею на свалку, была, можно сказать, подобрана и нашла поддержку и невиданное развитие в своей зоне “соответствия” - в стране, где не привыкли к рынку и боятся его, к стране, где любят силу и готовы к силовым действиям или подчиняться силе, в стране, где едва научились читать и более склонны безоглядно верить во что-то, и в частности, в именуемое “наукой” и надеяться на науку, чем думать и примерять любую науку, любые идеи и рецепты к своим личным возможностям и потребностям. Поэтому для региона, готового сохранять старые принципы и ценности хотя бы в новой оболочке названий и мифов, реакционные идеи могут укрепиться многократно и принести неисчислимые беды. Но они - идеи отрицательного заряда - и дополнительно сдвигают общество в ментальном отношении назад. При том, в других отношениях общество все равно продвигается вперед (например, рост технической культуры и выравнивание социального уровня при тенденции к общему обнищанию в финале). Пример марксизма - это пример колоссального влияния даже некорректных идей на мир глобально - это пример вместе с предыдущим и с другими, для обсуждения которых нет времени, - демонстрирует рост роли идей и рефлексий в общественной жизни и даже ментальности народов. Итак, идеи способны потрясать общество, вести его в голубые дали, навеять “человечеству сон золотой”.

Идеология и материальные условия очень быстро - за десять-тридцать лет может сильно повредить общество, можно только предположить, что время , в которое общество может стать более деловым и ответственным - ненамного длиннее. Для примера приведу фашистскую Германию в целом и опыт граждан ГДР за период 49-90 годов. Плохому научить можно быстро.. Есть и положительный опыт смены ментальности турецких рабочих и турецкого общества в целом после челночной миграции в Европу на заработки.

Сказанное материалистом в определенной мере уменьшает роль материализма и увеличивает роль идей, идеализма, или даже позволяет говорить о некоей правоте Гегеля о развитии духа, о том, что роль духа в истории общества непрерывно растет. Но для материалиста идеи не самоценны, не самоактивны, они отражение интересов и потребностей людей и потому реализуются даже будучи неверными с одной (вполне материалистической) оговоркой - идеи, которые неверны концептуально, которые не учитывают особенности материального хозяйствования, не учитывают коренные интересы и потребности людей, рано или поздно войдя в противоречие с этими интересами, терпят крах!

И потому идеи, для восприятия которых общество готово, также могут обеспечить решительный сдвиг в социальном и психологическом развитии и ускорить материальный и социальный прогресс..

Таким образом, мы объединяем или пытаемся учесть и примирить в одной связке и материалистические и идеалистические (с приматом причинно-следственной основы) конструкции.

Тезис: К вопросу о средствах воспитания оптимизма. Примеры в истории

 

Раскрытие. Для противников искусственности в воспитании нужных черт населения приведу два примера - из нашей и из “той” жизни. Военно-патриотическое воспитание граждан в СССР, как и в Китае и в Северной Корее - это всегда система, кстати, секретная, включающая и государственные праздники и (во многих случаях мало исполнимые) льготы ветеранам и военные игры “Зарницы” и “наглядную агитацию” вплоть до стометровых скульптур, даже с навязыванием поездок такси дворцов бракосочетания молодоженам к местам революционной и боевой славы и т.п. О том, что наше общество - это общество постоянно воспитываемого и уже приобретенного пессимизма - думаю, сомнений у присутствующих нет.

И второй пример - не наш. Когда вы смотрите любые фильмы американского кинопроката о современной жизни, вы всегда увидите среди героев людей черного цвета кожи и, как правило, не только плохих. Среди них есть и генералы, и начальники полиции. Так американцы сцепляют. скрепляют воедино свои народы. Замечу, что разница между Россией и США принципиальная - в США, кроме индейцев, нет этносов с локализованным местом жительства и отдельным языком, например, как в Косово, Чечне или Квебеке. И все равно отметьте, что народ США или некоторые его ведущие слои делают многое, чтоб стереть отчужденность, которая все же, вероятно, имеет место.

Итак, искусственные и даже идеологические приемы, если они не слишком дороги технически, также могут быть в нашем арсенале.

К теме: Гражданин и государство. Потребность уважения

 

Раскрытие. О неуважении. О нарушении чувства достоинства человека в России. Это у нас от недалекого и прошлого рабства. Вспомним, что наш народ часто вспоминает об уважении лишь в положении риз и на уровне вопроса “Ты меня уважаешь?”. И это потому, что только в этом состоянии смел. Вспомним, что в России никогда не было нормального обращения к простому народу: до революции - “Гришка, Колька”, в лучшем случае по профессии “извозчик”, “половой” или нежное женское “солдатик” в сравнении с “Ваше благородие” и официальным сословным в судах “крестьянин Курской губернии Льговской волости Иван сын Петров”, есть и другие сословные - “мещанин”, “купец второй гильдии”, в советский период появилось “гражданин”, но в жизни оно используется только в следственной и судебной практике - дополненное и развитое лагерями “гражданин начальник” и “гражданин следователь, прокурор”. Дореволюционное “дама” и “девушка” не универсальны, так же как и “товарищ” на улице, к женщине “товарищ” не подходит, да и слово техническое - это что-то, вроде коллеги по бизнесу. Послезастойное “мужчина” и “женщина” ничем не лучше, а каково “мент поганый” - слово снизу? Во всей этой истории формирования обращений друг к другу нет главного - уважения между общающимися. На наших заседаниях уже прозвучала мысль о том, что слово - “господин” должно быть обязательным со стороны чиновника к жителю. Нам следует это оформить в виде четкой формулы.

К теме: Еще в обоснование информационного фактора

Раскрытие.

Способствовать сезонной и временной трудовой миграции рабочей силы в Европу. Для смены отношений народа, далекого от рыночной экономики к ее институтам, к частной собственности, к демократии , в настоящее время большое значение имеет естественная или сезонная миграция рабочих этого народа в более развитые страны и обратно. По сути это самый типичный и демократичный механизм распространения технологической и организационной культуры. Возможно, стоит именно для представления о жизни за рубежом организовывать из городков со стоящими заводами бригады из молодых рабочих для сезонной работы в Европе.

Можно напомнить, что Турция является, пожалуй, самой развитой исламской страной с точки зрения ее близости к Европе. Миллионы турецких иммигрантов в Европу, их ознакомление с европейским образом жизни и возврат на родину в значительной степени изменили характер труда турецких рабочих, в определенной степени повлияли на дальнейший характер внутриэкономического и политического развития Турецкого государства. Европа в этом отношении за последние полвека повлияла и на Италию, на Испанию, на югославские народы и Грецию. Является ли это реальным путем для России? Вероятно, нет, поскольку Россия слишком большая страна с точки зрения европейских государств. Она рассматривается ими и как потенциальный противник, и уже поэтому об объемной иммиграции не может быть и речи.

Но не надо думать о том, что наши люди будут отдавать силы чужаку. Важно, что они вернутся и уже не захотят жить по-старому. Они будут переделывать свою страну. И себя.

Организовать обязательные бесплатные ознакомительные поездки старшеклассников в Европу. Другим, но более ограниченным в масштабах является туризм. Школьный туризм хорош тем, что в этом возрасте еще нет стереотипов, 1) посещение стран с более высоким уровнем жизни полностью исключает возможность формирования в последующем имперского сознания, прежде всего имперской гордыни, самодовольства и самодостаточности, а также является прививкой против фашизма, 2) запускает критический механизм оценки окружающей в родной стране действительности и 3) формирует стремление к ее совершенствованию. Последнее 2) и 3) автор испытал на себе, побывав в Чехословакии в 1966 г. В зависимости от времени пребывания и форм общения с местными жителями в структуры мышления могут включаться и мировоззренческие представления. Самое же ценное - в молодежном всегда активном сознании возникает мотивация на изменение окружающего мира вместо восприятия его как нормы. Общество получает новые сотни и сотни тысяч потенциальных его реформаторов. В этом заинтересовано реформаторское государство, в этом заинтересованы и государства Европы. Школьный туризм следовало бы организовать на государственном и межгосударственном уровнях. Наилучший период поездки - это лето перед последним годом учебы средней школы. Поездка должна быть бесплатной - на несколько дней или добровольно с участием в сельскохозяйственных работах на более длительный срок. Подростков везут в страны преимущественно той же климатической зоны. Важнее вывезти молодежь из провинции и села, а не из столиц, где информации о Европе больше.. Подросткам из сельских районов показывают, кроме культурной программы, европейские семейные сельскохозяйственные фермы.

Думаю, что страны Европы как заинтересованные в потенциальном сближении России и Запада, могли бы найти полезным, подключиться финансами и лекциями, методическим материалами к таким программам. Стоит напомнить, что одним из первых русских молодых людей, которые ездили на Запад в познавательных целях, был Петр Великий. И что Россия два столетия 18 и 19 век постоянно посылала лучших своих учащихся на стажировку в Европу. По моим предложениям в бытность Чубайса и Немцова формировались планы посылки на учебу в Европу, но масштабы исполнения совершенно недостаточны.

Возврат

 



Top.Mail.Ru
Hosted by uCoz