Назад

 

О джазе как социальном состоянии и мироощущении,
которое не наступило в России

 

© Четвертаков С. А., 2013 г.

 

Эта тема навеяна встречей 22 января 2013 года на телевизионном канале «Культура» искусствоведа Анатолия Максимова с джазменами и артистами джаза Анатолием Кроллом, Инной Родилес и другими чудесными российскими джазовыми певицами. Речь зашла о том, почему в России так и не «пошел» джаз, а в Польше – он как национальное направление в искусстве уже появился. Здесь нам хочется помочь джазменам с пониманием этой темы.

Джаз как направление и традиция (начиная с США), возможно, как и каждое направление  в искусстве, не чисто музыкальное явление. Это явление социальное и отражение социального СОСТОЯНИЯ. Вот почему джаз набирает силу в странах, которые входят в это социальное состояние, вот почему джаз испытывает трудности при внедрении или просто как «состояние», например, в России. Причем трудности в России он испытывает даже на бессознательном уровне прямого противодействия чиновников, которые еще не понимают его суть, но понимают, что это угроза. Джаз как состояние есть угроза их чиновному бытию.

Джаз – это состояние внутренней свободы и его ощущение исполнителем и слушателем

Что же это за состояние? Народная культура господствует в сельской местности до развития города очень и очень долго, покрываясь коркой традиций (не менее сильных, чем живописные традиции иконописи). Петь то и так и танцевать так, как полагается, а не иначе.

Только городская культура, соединяя многих и уже разных в своем деле и опыте людей в одном месте в момент отдыха, вкупе со свободой творчества простого человека создает возможность сочетать народные традиции с развивающимся в отдыхе личным творчеством на почве достаточно высокой духовности и внутренней культуры. Где возможна свобода и отдых? Когда простой человек получает возможность творчества? А это просто отдых вечером в баре, в танцевальном зале или еще где-то, возможно, на выезде загород.

Раньше отдых души происходил и в храме. Так в США молитвы черных, только что освобождающихся от душевного рабства, оторванных от родины и объединенных в Новом Свете в церкви песней-молитвой и пением с намеченными танцевальными движениями, породили движение от госпел и спиричуэлс к личному или групповому песенному творчеству. Это и обрело форму джаза. Здесь духовность и положительная эмоция идет от молитвы и уже подразумевается. Ею, молитвой к Богу, больше в этом мире не к кому обратиться, задан тон серьезности и любви, любви индивидуальной, отношения личного.

Таким образом, свобода человека в момент отдыха как источник творчества (и здесь мы применяем теорию Маслоу) может превращаться в песенное творчество, в песенное и музыкальное воплощение личного духовного переживания. И такое творчество, обращенное к аудитории, получает отклик у слушателей потому, что глубоко им близко – от народа, от его ощущения и от личного вклада исполнителя, а в припеве и от своего вклада в исполнение.

Импровизация опасна для жесткого общества

Что здесь ново? Народное – всегда народно! Ново – творчество и ощущение свободы человека в творчестве. Это-то и страшно для тоталитарной системы любого вида – ощущение свободы даже при отдыхе простого человека. Джаз предполагает незаорганизованность концерта в духе торжественных концертов в Колонном Зале Дома Союзов, где даже шутки конферансье прошли цензуру. Джаз предполагает душевное участие публики, часто непредсказуемое. А это ситуация, близкая к митингу, всегда опасная к экспромтам. Экспромты в исполнении – не исключение, а норма хорошего концерта и состояния – весь джаз есть одновременная импровизация каждого исполнителя и эмоций слушателя (влияющего на исполнителя) одновременно. Исключать импровизацию – всю и любую – означает просто прекратить концерт, см. «Карнавальную ночь». Творчество и проявление души, проявление личности в обществе, имеющем значимые проблемы, не просто означают в джазовом концерте возможность политических эксцессов – они гарантируют такие эксцессы. В Колонном зале дома Союзов, где можно показывать эстрадных и просто кукол, их еще можно избежать. А в джазовом концерте практически невозможно! Личность всегда выразит свое ФЭ в отношении жизненного и политического негатива – на то она и личность!

Это подтверждают и нынешние визиты иностранных гастролеров (в духе Мадонны), способных выкрикнуть (в меру своего понимания свободы) нечто, запрещенное в данном городе или в этом обществе. Речь идет даже не о том, что они культурны – они просто свободны! И этого уже достаточно! Это отражают и вульгарные не к месту танцевальные выходы (или выходки) девушек в храмах или на улице в раздетом по пояс виде.

И последнее указывает на то, что, в отличие от прошлых времен с духовной от религии культурой, ощущения свободы человеку в новом мире не достаточно!

Одной свободы в новом обществе недостаточно

В обществе, уже целиком опускающемся (или уже опущенном) ниже пояса, часть творчества (и это тоже теория Маслоу-3) тоже опускается в своем уровне ниже ремешка и резинке на трусиках. И выделение из прежнего белого творчества «черного творчества» вплоть до серийных убийств и насилий в развитии общества разделяет его, общество, пополам. Пока в пользу потребительства, трусиков и других, как говорил Мандельштам, «женских глупостей» (которые в реальности есть не менее, а более, глупости мужские), работает весь поглупевший бизнес и его еще недозревшая в российском обществе культура плюс деградирующая в потребительство и в чистые удовольствия культура Запада.

Итак, джаз – движение из народа, на связи народного и народных форм творчества признаваемых уже сообществом, которое начинает развиваться свободно, без вульгарного навязывания традиций. Но этого не достаточно! Что же еще требуется для искусства? Искусства, которое выходит за грань наивного и просто вульгарного?

Два пути для страны и только один для джаза

Требуется либо природная духовность сообщества, которая в природе исходит от религии, еще не ставшей религией политиканствующей. И этот момент сейчас уже упущен. Природный возврат назад невозможен – слишком рационален мир!

Либо требуется нечто новое – стоящее на основах знания, но одновременно, если это возможно, рефлексии, совести и любви.

Природная духовность предполагает и душу, ее творчество в любви к миру и скромность, то есть совесть. Политиканствующая и рекламирующая себя церковь, которая вместе с телевидением и современной рекламой воспитывает общество, становится тоже бизнесом и теряет в своем маркетинге важнейшее свое средство притяжения паствы, свою истинную функцию – воспитание совести и любви к миру, служение миру. И церковь, речь о любой политиканствующей церкви, обращается в своих исканиях к «амбиции», к проповеди «захвата» паствы или «противостояния», к теме «продвижения» как в маркетинге потребительства. У нее начинают доминировать тревожные нотки заботы о себе, о церкви и о пастве в «окружении плохого мира». Возникает озабоченность, тревога и борьба – исчезает любовь к миру – то ради чего церковь и должна жить. И люди пытаются искать любовь и мир в своей душе (вместо ощущения мобилизационной готовности к сражению с врагом внешним и внутренним под именем так понимаемого чиновником «патриотизма») в иных местах. Одно из мест и направлений – искусство! И, в частности, джаз!

Личное творчество в музыке с любовью к миру – это всегда искусство. И настоящий джаз именно такое искусство. В отличие от попсы, которая сражается за личное превосходство, за удовольствия ниже пояса, за скандалы личные, за безделушки и звания, грязное белье, автомобили и яхты, скандалы криминала, их похороны (скоро, вероятно, их родословные и их свадьбы) и т.п. за то, чтобы обратили внимание и пришли на дорогой концерт.

Искусству и джазу нужна душа и сотворчество со слушателями – нужна взаимная любовь!

Попсе и российскому шоу-б. нужна толпа зевак и их деньги, бизнесу – толпа покупателей и их деньги! Любой ценой!

Вот отличие!

Коммерческому телевидению, кроме возможно «Культуры» и нескольким каналам творчества и науки, нужна тоже толпа (и рекламные деньги) несмотря ни на что! Вот и результат!

Каково телевидение (и это с подачи чиновников), таково и общество, …  пардон, толпа!

Есть ли путь назад? Или точнее, вперед, к новому пониманию жизни, ценностей, любви, отношений между народами и культурами. К исправлению того, что ошибочно, к очищению, к покаянию вместо дешевых (и перманентно, уже сто лет, а может и триста, необоснованных) амбиций.

Да, есть! Их два!

Первый путь обсуждаемый долго, осознанный и намеренный. И он очень долог и тяжел! Он – ответственность и перерождение! Он требует выработки ценностей рациональных, из которых должна вытекать высокая культура, мир, любовь, совесть, построенные уже не на вере, а на знаниях. Примерно, как забота о природе вытекает не из веры в ее духовность, а из желания максимального сохранения и восстановления ее красоты и цельности, и рационального понимания нашей связи с ней и психологической пользы этой связи и разумного сокращения в связи с этим нашего ее, природы, потребления. На этом пути стоят преграды к общению – и чиновные, и культурные – не умение слушать, обсуждать и главное, мыслить, недостаток общей культуры, плохая школа и далее, кончаемое дорогами!

И второй путь –  естественный – через страдания… и распад текущей жизни. И он еще тяжелее и затратнее. Разница в том, что в нем можно страдать, ни о чем не думая! И не отвечая! Виноват всегда  кто-то другой, как и раньше! Так страдают звери, хотя они не и не мыслят категориями своей или чужой ответственности и вины! Чтобы «идти по нему», нужно не идти никуда – просто жить, ни о чем не думая, и ничего не меняя. И прямиком будем ТАМ.

Когда?

Тогда, когда кончится нефть, газ и другие ресурсы или когда они станут не нужны в мире по текущей высокой цене. И тогда будет не конец света, не  момент истины, а ее истины целое столетие! Как в Голландии в 17-м веке. Вот там уже и помозгуем и за истиной побегаем и за ее, истины, ценой не постоим!

А джаз и его российские исполнители и любители? Люди искусств и знаний? Люди творчества? Они будут продолжать петь, играть, ценить, работать и творить! Любить людей и мир таким, каким они желают этот мир видеть! Люди творчества всегда видят мир лучше, чем он есть, это спасает и их душу, и мир в целом! Они это делали так и раньше, и так могут делать, или точнее, не могут не делать, всегда по своей собственной потребности (метапотребности творчества) и пониманию, несмотря ни на что! И мы их любим и ценим за это! И пусть караван жизни идет!

Сергей Четвертаков

22 января 2013

Назад



Rambler's Top100 Яндекс.Метрика



Hosted by uCoz