© Четвертаков С. А., 2013 г.
Эта тема навеяна встречей 22 января 2013 года на телевизионном канале «Культура» искусствоведа Анатолия Максимова с джазменами и артистами джаза Анатолием Кроллом, Инной Родилес и другими чудесными российскими джазовыми певицами. Речь зашла о том, почему в России так и не «пошел» джаз, а в Польше – он как национальное направление в искусстве уже появился. Здесь нам хочется помочь джазменам с пониманием этой темы.
Джаз как направление и традиция (начиная с США), возможно, как и каждое направление в искусстве, не чисто музыкальное явление. Это явление социальное и отражение социального СОСТОЯНИЯ. Вот почему джаз набирает силу в странах, которые входят в это социальное состояние, вот почему джаз испытывает трудности при внедрении или просто как «состояние», например, в России. Причем трудности в России он испытывает даже на бессознательном уровне прямого противодействия чиновников, которые еще не понимают его суть, но понимают, что это угроза. Джаз как состояние есть угроза их чиновному бытию.
Что же это за состояние? Народная культура господствует в сельской местности до развития города очень и очень долго, покрываясь коркой традиций (не менее сильных, чем живописные традиции иконописи). Петь то и так и танцевать так, как полагается, а не иначе.
Только городская культура, соединяя многих и уже разных в своем деле и опыте людей в одном месте в момент отдыха, вкупе со свободой творчества простого человека создает возможность сочетать народные традиции с развивающимся в отдыхе личным творчеством на почве достаточно высокой духовности и внутренней культуры. Где возможна свобода и отдых? Когда простой человек получает возможность творчества? А это просто отдых вечером в баре, в танцевальном зале или еще где-то, возможно, на выезде загород.
Раньше отдых души происходил и в храме. Так в США молитвы черных, только что освобождающихся от душевного рабства, оторванных от родины и объединенных в Новом Свете в церкви песней-молитвой и пением с намеченными танцевальными движениями, породили движение от госпел и спиричуэлс к личному или групповому песенному творчеству. Это и обрело форму джаза. Здесь духовность и положительная эмоция идет от молитвы и уже подразумевается. Ею, молитвой к Богу, больше в этом мире не к кому обратиться, задан тон серьезности и любви, любви индивидуальной, отношения личного.
Таким образом, свобода человека в момент отдыха как источник творчества (и здесь мы применяем теорию Маслоу) может превращаться в песенное творчество, в песенное и музыкальное воплощение личного духовного переживания. И такое творчество, обращенное к аудитории, получает отклик у слушателей потому, что глубоко им близко – от народа, от его ощущения и от личного вклада исполнителя, а в припеве и от своего вклада в исполнение.
Что здесь ново? Народное – всегда народно! Ново – творчество и ощущение свободы человека в творчестве. Это-то и страшно для тоталитарной системы любого вида – ощущение свободы даже при отдыхе простого человека. Джаз предполагает незаорганизованность концерта в духе торжественных концертов в Колонном Зале Дома Союзов, где даже шутки конферансье прошли цензуру. Джаз предполагает душевное участие публики, часто непредсказуемое. А это ситуация, близкая к митингу, всегда опасная к экспромтам. Экспромты в исполнении – не исключение, а норма хорошего концерта и состояния – весь джаз есть одновременная импровизация каждого исполнителя и эмоций слушателя (влияющего на исполнителя) одновременно. Исключать импровизацию – всю и любую – означает просто прекратить концерт, см. «Карнавальную ночь». Творчество и проявление души, проявление личности в обществе, имеющем значимые проблемы, не просто означают в джазовом концерте возможность политических эксцессов – они гарантируют такие эксцессы. В Колонном зале дома Союзов, где можно показывать эстрадных и просто кукол, их еще можно избежать. А в джазовом концерте практически невозможно! Личность всегда выразит свое ФЭ в отношении жизненного и политического негатива – на то она и личность!
Это подтверждают и нынешние визиты иностранных гастролеров (в духе Мадонны), способных выкрикнуть (в меру своего понимания свободы) нечто, запрещенное в данном городе или в этом обществе. Речь идет даже не о том, что они культурны – они просто свободны! И этого уже достаточно! Это отражают и вульгарные не к месту танцевальные выходы (или выходки) девушек в храмах или на улице в раздетом по пояс виде.
И последнее указывает на то, что, в отличие от прошлых времен с духовной от религии культурой, ощущения свободы человеку в новом мире не достаточно!
В обществе, уже целиком опускающемся (или уже опущенном) ниже пояса, часть творчества (и это тоже теория Маслоу-3) тоже опускается в своем уровне ниже ремешка и резинке на трусиках. И выделение из прежнего белого творчества «черного творчества» вплоть до серийных убийств и насилий в развитии общества разделяет его, общество, пополам. Пока в пользу потребительства, трусиков и других, как говорил Мандельштам, «женских глупостей» (которые в реальности есть не менее, а более, глупости мужские), работает весь поглупевший бизнес и его еще недозревшая в российском обществе культура плюс деградирующая в потребительство и в чистые удовольствия культура Запада.
Итак, джаз – движение из народа, на связи народного и народных форм творчества признаваемых уже сообществом, которое начинает развиваться свободно, без вульгарного навязывания традиций. Но этого не достаточно! Что же еще требуется для искусства? Искусства, которое выходит за грань наивного и просто вульгарного?
Требуется либо природная духовность сообщества, которая в природе исходит от религии, еще не ставшей религией политиканствующей. И этот момент сейчас уже упущен. Природный возврат назад невозможен – слишком рационален мир!
Либо требуется нечто новое – стоящее на основах знания, но одновременно, если это возможно, рефлексии, совести и любви.
Природная духовность предполагает и душу, ее творчество в любви к миру и скромность, то есть совесть. Политиканствующая и рекламирующая себя церковь, которая вместе с телевидением и современной рекламой воспитывает общество, становится тоже бизнесом и теряет в своем маркетинге важнейшее свое средство притяжения паствы, свою истинную функцию – воспитание совести и любви к миру, служение миру. И церковь, речь о любой политиканствующей церкви, обращается в своих исканиях к «амбиции», к проповеди «захвата» паствы или «противостояния», к теме «продвижения» как в маркетинге потребительства. У нее начинают доминировать тревожные нотки заботы о себе, о церкви и о пастве в «окружении плохого мира». Возникает озабоченность, тревога и борьба – исчезает любовь к миру – то ради чего церковь и должна жить. И люди пытаются искать любовь и мир в своей душе (вместо ощущения мобилизационной готовности к сражению с врагом внешним и внутренним под именем так понимаемого чиновником «патриотизма») в иных местах. Одно из мест и направлений – искусство! И, в частности, джаз!
Личное творчество в музыке с любовью к миру – это всегда искусство. И настоящий джаз именно такое искусство. В отличие от попсы, которая сражается за личное превосходство, за удовольствия ниже пояса, за скандалы личные, за безделушки и звания, грязное белье, автомобили и яхты, скандалы криминала, их похороны (скоро, вероятно, их родословные и их свадьбы) и т.п. за то, чтобы обратили внимание и пришли на дорогой концерт.
Искусству и джазу нужна душа и сотворчество со слушателями – нужна взаимная любовь!
Попсе и российскому шоу-б. нужна толпа зевак и их деньги, бизнесу – толпа покупателей и их деньги! Любой ценой!
Вот отличие!
Коммерческому телевидению, кроме возможно «Культуры» и нескольким каналам творчества и науки, нужна тоже толпа (и рекламные деньги) несмотря ни на что! Вот и результат!
Каково телевидение (и это с подачи чиновников), таково и общество, … пардон, толпа!
Есть ли путь назад? Или точнее, вперед, к новому пониманию жизни, ценностей, любви, отношений между народами и культурами. К исправлению того, что ошибочно, к очищению, к покаянию вместо дешевых (и перманентно, уже сто лет, а может и триста, необоснованных) амбиций.
Да, есть! Их два!
Первый путь обсуждаемый долго, осознанный и намеренный. И он очень долог и тяжел! Он – ответственность и перерождение! Он требует выработки ценностей рациональных, из которых должна вытекать высокая культура, мир, любовь, совесть, построенные уже не на вере, а на знаниях. Примерно, как забота о природе вытекает не из веры в ее духовность, а из желания максимального сохранения и восстановления ее красоты и цельности, и рационального понимания нашей связи с ней и психологической пользы этой связи и разумного сокращения в связи с этим нашего ее, природы, потребления. На этом пути стоят преграды к общению – и чиновные, и культурные – не умение слушать, обсуждать и главное, мыслить, недостаток общей культуры, плохая школа и далее, кончаемое дорогами!
И второй путь – естественный – через страдания… и распад текущей жизни. И он еще тяжелее и затратнее. Разница в том, что в нем можно страдать, ни о чем не думая! И не отвечая! Виноват всегда кто-то другой, как и раньше! Так страдают звери, хотя они не и не мыслят категориями своей или чужой ответственности и вины! Чтобы «идти по нему», нужно не идти никуда – просто жить, ни о чем не думая, и ничего не меняя. И прямиком будем ТАМ.
Когда?
Тогда, когда кончится нефть, газ и другие ресурсы или когда они станут не нужны в мире по текущей высокой цене. И тогда будет не конец света, не момент истины, а ее истины целое столетие! Как в Голландии в 17-м веке. Вот там уже и помозгуем и за истиной побегаем и за ее, истины, ценой не постоим!
А джаз и его российские исполнители и любители? Люди
искусств и знаний? Люди творчества? Они будут продолжать петь, играть, ценить, работать
и творить! Любить людей и мир таким, каким они желают этот мир видеть! Люди
творчества всегда видят мир лучше, чем он есть, это спасает и их душу, и мир в
целом! Они это делали так и раньше, и так могут делать, или точнее, не могут не
делать, всегда по своей собственной
потребности (метапотребности творчества) и пониманию, несмотря ни на что! И мы
их любим и ценим за это! И пусть караван жизни идет!
Сергей Четвертаков
22 января 2013