Выставлено 27 марта 2018 года
Соответствие Живого мира и Среды. В Эволюции текущий живой мир адекватен в среднем своему родителю – Природе. Между Природой и Информацией, приобретаемой в отборе Природы Животными, постоянно реализуется некоторое соответствие. Примечание. Определение информации в Живом мире дается по первому изданию этой работы в ссылке. В части Животных ясно, что несоответствие в целом каждому виду не угрожает, иначе бы вид немедленно исчез.
Нарушает Эволюцию и Природу Человек. Человек – «выходец» и «отщепенец» Мира Животных, используя свои возможности производства новых ресурсов, выходит за границы соответствия с Природой в творчестве нередко с помощью лжи и замещения, обладая наглостью и чванством Царя этой Природы. Его произвол в Среде способен вести общество к ошибкам. Возможные следствия ошибок уже сравнимы с размерами общего дома – планеты Земля.
По теме извлечения информации из Природы Человеком возникает и ещё один вопрос – о соответствии Природы и извлеченной Человеком Информации. Это вопрос, в отличие от вполне практического предыдущего, больше философский, а если далеко заглядывать, то и идеологический.
Соответствует ли полученная из Природы информация законам Природы? До сих пор у вопроса не было точного ответа. А с нашей разработкой такой ответ оказался возможен – он один и достаточно прост.
Взаимосвязи Природы и процессы её изменения существуют и объективны. Они не зависят от наблюдающей и экспериментирующей материи – Человека (кроме социальных законов, зависящих от психологии и культуры). Законы Природы частично познаются теми, кто способен извлекать информацию из Среды своим взаимодействием или тестовым воздействием с возможностью повторения.
Информация – это свойства и связи, извлеченные Животными или Человеком из среды, полезные в аспекте трех функций Жизни, то есть адаптаций или потребностей. То, что по критерию Эволюции не важно, на подсознании у Животных не извлекается. А у Человека и с учетом его новой высшей (четвертой) функции извлечение информации может выступать как самоценность – самостоятельная потребность, удовлетворяя «интерес» и реализуемая как творчество. При этом извлеченная информация образует представления и связи в среде, потенциально полезные для будущих адаптаций Человека. Они становятся материалом в архивах науки.
Извлеченные свойства и связи в Среде и есть информация. У человека это результат познания, всегда не полное отражение объективных свойств в психике Человека и шире в представления и архивы науки.
У животных такой опыт проще и касается коротких во времени последовательностей «сигнал-результат или ассоциация» в природе.
Ассоциация или последовательная связь – это огромное достижение Эволюции, которое не вполне осознается даже психологами. Вся система памяти не только Животного, но и Человека (у человека почти вся) построена на связях между нейронами и группами нейронов. К этому подводит программиста и физика разбор основных психических функций – записи, поиска и воспроизведения. Но в этом заключается величие Природы и Эволюции – все взаимосвязи в Природе имеют сетевой и одновременно иерархический характер.>
Если свойства в Природе и существуют, то «бездушная» Природа сама их «не знает». Потому информации существует лишь в непроизвольной психике получателя – Животного как ассоциация или в языковой модели Мира Человека на сознании.
Информация есть «отношение» получатели или майнера (копателя) и Природы. Она как отражение свойств в психике и в результатах измерений без психики не существует. И это всегда модель. Информация предполагает психику и воздействие опытом, то есть адаптацией. Но информация может быть и субъективной. Для одного (но не каждого) полезен и потому является информацией Бог, для другого закон Природы. Суеверия, если они, успокаивают человека, являются для него тоже информацией. Это информация на вере. Но есть соответственно информация на «знании». Различия будут обсуждаться ниже отдельно. Информация на знании может отражать и выявленные свойства среды в виде «законов». Но законы – это всегда вырванные психикой и экспериментом модели природных связей.
В этом смысле информация есть субъективное на всякий текущий момент или коллективное (у животных с психикой субъективное) отражение объективной Среды. Объективной информации (вне получателя или пользователя) не существует. Существует взаимосвязанная и независимая от познания материальная среда. Но даже выявленные объективные (от познания) законы природы (свойства) есть текущие оценки свойств мира, которые не фиксируются как последняя и окончательная истина. Всегда возможно внешнее воздействие среды, которое наблюдатель «еще не видит» или «до момента X не видит». Наша позиция лучше, чем у муравья, но и человек имеет некоторые ещё не ясные пределы для познания среды. Это не означает, что в рамках познанной информации человек не обладает истиной, или не обязан придерживаться познанных им правил. Это означает его готовность уточнять истину и правила и признавать их относительность – пригодность к совершенствованию.
Информация есть «отношение ценности» или искомый и значимый ресурс отражающей единицы материи (типа Разумного существа во Вселенной) для обеспечения её выживания. Так отражение мира в зеркале не является для зеркала информацией, но является информацией для человека, который использует зеркало. Робот, технический автомат с внешней памятью (без инструмента тестирования среды и оценки её полезности, опасности) не имеет «отношения» или пользуется информацией, введенной Человеком для исполнения целей и потребностей Человека.
Вот теперь после выхода на представление о психике и субъектности получателя информации можно дать определение информации в сфере биологии, общества и наук.
Информация (для животного, человека, в обществе и в науке) — это сведения или данные о среде и объектах (свойствах объектов в среде и среды в целом), 1) ценные (важные в смысле пользы или безопасности при удовлетворении текущей потребности и всех функций Жизни) или 2) потенциально ( то есть отложенно во времени) ценные для человека, его целей, общества и наук.
Дополнение отсутствующее в этой работе и к третьему изданию. Мы не рассматриваем в целом межвидовые отношения в Животном мире и в Живой Природе в целом. Природа научила для выживания ряд видов обманывать другие взаимодействующие виды.
А на уровне Человека и в сфере социальных отношений и социальных потребностей ситуация резко изменяется. Отдельный человек или его группы (страты, слои и пр.) на уровне сознания (а иногда и на подсознании) используют приемы искажения информации для удовлетворения некоторых потребностей и преимущественного выполнения «свох» функций Жизни за счет других. И это важное обстоятельство является поводом для обсуждения в самом широком плане на уровне значимости феномена для выживания общества и вида «человека разумного» в целом, а потому (и только потому) на уровне этическом.