Четвертаков С. А. Уважение и творчество в психологии Маслчет / С. А. Четвертаков. – Издательские решения , 2018. – 114 с. – ISBN 978-5-4493-5003-9.
Результаты по интерпретации и исследованию потребностей уважения и творчества (инсайта и влечения, как и зависимостей) представлены сборником двух глав из монографии автора «Кувшин Маслчет – психология от страха боли до совести». Эти потребности – сложные темы психологии. Уважение открывает путь к творчеству, а творчество имеет тайны, которые обязан знать психолог, психиатр и нейрофизиолог, подросток, родитель и человек науки, чтоб иметь семью и не разрушить её и творчество.
Уважение и творчество – темы высшего развития человека в современной культуре. И обе они развернуты в современном развитом обществе совершенно недостаточно.
И тема уважения, и анализ явления творчества рассматриваются в рамках ценностных подходов в науке. Трагедия такого подхода двояка.
Во-первых, ценностный подход всегда отражает неполное понимание проблем и их происхождения. В гуманитарных науках его господство отражает более общую проблему не ясности представления о сути психики и процесса появления сознания у человека. Когда говорят только о том, «как надо», тогда не вполне понимают, почему «так надо». То есть ценностный подход означает неполноту знаний о предмете. Тут же проблема и экспертов как «большинства». Две тысячи лет назад (или всего сто пятьдесят?) эксперты могли изложить мнение, прямо противоположное, например, по поводу рабов.
Во-вторых, позитивное для детей и учащихся действительно важно, однако неполнота скрывает ошибки повторения того, от чего общество уже отказалось или еще только вступает в новый отрицательный опыт. Взрослому человеку полагается знать о негативном в каждой проблеме в порядке сопротивления злу как прививке знанием, то есть, чтобы негативное в прошлом опыте человечества не возрождалось повторно. Здесь вопрос истории — знать и помнить различия, а вопрос науки — понять и объяснить, почему и когда одно плохо, а другое — лучше, как и когда из первого появляется или может появляться второе.
Разъясним сказанное в приложении к нашим темам.
Уважение - это не только наше благостное отношение к другим людям. Последнее определение и есть тот самый ценностный подход. Уважение способно рождать и власть, построенную на силе, – тему, которая не является общепризнанно разрешенной в социологии. В России – месте, где с уважением не порядок, часто говорят и выдают свою ментальную особость и отличие от Европы: «уважают – значит боятся!» Почему? Ответ в истории и новой социологии.
А, по сути, уважение к индивиду – это отношение к ресурсам, находящимся в распоряжении личности и интенций владельца к использованию их во вред как угроза или к пользе в интересах общественного блага и «закона для всех». Отсюда тема уважения начинается с этологии – ранжирования у животных (на силе и опыте). Тема заканчивается логикой равных прав. И в представлении полагается говорить, когда это важно. Соблюдение равных прав совмещено с учётом способностей людей. И снова полагается говорить, когда это необходимо. А путь от насилия и страха (и это ТОГДА было именно уважением: «он уважать себя заставил», а не шуткой) – этот путь очень долог, а заканчивается он тематикой совести (в другой Главе и теме), которую ныне полагается искать «днем с огнем».
Творчество в психологии – это не только самоактуализация как желание самосовершенствования, а и положительная потребность поиска истины, преодоления незнаний в науке, несоответствий в эстетике, удовольствий созидательного труда и в искусстве. Но на той же физиологической базе у человека строится и личное влечение (повторения) познанных удовольствий, включая игры, и по всем базовым потребностям, то есть в потреблении. На втором типе метабазовых потребностей у человека возможно появление социальной опасной криминальной практики.
Книга полезна специалистам и поклонникам гуманитарных направлений в психологии и социологии, людям, заинтересованным в новых и практических результатах социальных наук, которые могут указать на перспективы и пути решения современных социальных проблем.
В работе представлены Предисловие с указанием важности понимания поднятых
тем как потребностей Человека - первая - потребность общая для всех,
вторая – личная потребность в
меру развития индивидуальности каждого –
и две главы Части 3 монографии «Кувшин
Маслчет – психология от страха боли до совести»:
Глава 3.10. Потребность уважения или
безопасности 3 (III) и
Глава 3.11. Метапотребности творчества.
Купить книгу можно на сайте издателя