Империи

Россия и Грузия  - две империи и малые народы

Тезисы обсуждения

 

С. А. Четвертаков,  системный аналитик, к.т.н.

 

1.                  Россия  - классическая земледельческая империя в стадии заката.

 

Россия по происхождению и по культурным, ментальным и политическим традициям является империей – силовым (периода распространения земледелия) объединением множества этно-территориальных групп под эгидой ведущего этноса – русского народа.

 Она постоянно тяготеет к централизации или унитарному строю вместо развития в сторону регионализации и роста хозяйственной самостоятельности  регионов в соответствии с декларированным принципом Федерации народов.

 

2.                  Грузия – также образована как империя, однако опыта ее молодой элиты и опыта межнациональных отношений (и ресурсов влияния) не достаточно, чтобы сохранить целостность страны.

Многонациональность Грузии позволяет считать ее империей этого типа. Но история ее развития с учетом географических особенностей – образует ряд проблем, не позволяющих ей создать стабильную государственность в текущих границах. Грузинская политическая культура от конца XVIII в. и долгое время в составе России не получала достаточного опыта межнациональных толерантных отношений множества народов, населяющих равнины между Большим и Малым Кавказом.

Процесс этногенеза самого грузинского народа еще не вполне завершен. В период XI века возникает грузинский этнос, но страна надолго сохраняет существование территориально-племенных групп грузин: картлийцев, кахетинцев, тушин, хевсуров, пшавов, месхов,  имеретинов,  гурийцев, аджарцев, мегрелов, лазов (чанов), сванов и других. Например, грузины (картвели), состоящие из картов, мегрело-чанов (занов) и сванов до сих пор сохраняют значительные культурно-бытовые особенности, а мегрелы, лазы и сваны отличались особенностями языка – различными языками в быту.

Грузинская абхазско-адыгская группа в отличие от грузин-картвели формально исповедует ислам и христианство, хотя в реальности социологи обнаружили у абхазов прамонотеизм – традиционную языческую религию. Абхазы уже длительное время и неоднократно имели свою особую государственность  и до включения в Россию и в СССР до 1931 года. И страна включена силой Советской империи в качестве автономной республики в Грузинскую ССР.

 

3.                  После распада тотальной экономики и советский империи и Россия, и Грузия испытали удары на прочность в связи со стремлением части входящих в их состав народов к независимости.

 

4.                  В России в результате временного прогресса рыночных отношений и достатка ресурсов (1992-1999 и частью до 2007) и отчасти путем подавления демократии удалось остановить «парад суверенитетов».

 

5.                  В Грузии не достало ресурсов, и кроме того, не было проведено достаточных рыночных реформ для усиления экономики, в которой развитие общества могло привести к усилению центростремительных тенденций.

 

При распаде СССР этническая структура Грузии как микроимперии тоже подверглась испытанию. Устремились к суверенитету не только сама Грузия, но и ее отдельные части: Абхазия, Южная Осетия и Аджария. Те же процессы шли и на Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Балкария). Они были подавлены и временно приостановлены вновь воссозданной государственностью России с учетом ее ресурсов, сохранения автономий и первого успеха проведенных реформ. При этом Россия в первую чеченскую войну 1995 года проявляла жестокость в Чечне не меньше, чем Грузия в 1991-1993 гг. и в августе 2008, но без этнических чисток. В Грузии ситуация обострилась стремлением к унитаризации и к деавтономизации вместо приемлемого федерального решения.

 

6.                  Неспособность в настоящем малых отделяющихся на Кавказе народов России и Грузии сформировать свое хозяйство и государственность.

 

Особо следует подчеркнуть, что объективно неудачи формирования государственности современной  экономики малых народов Кавказа, и Южного и Северного, объясняются высокой и еще не изжитой традицией и ментальностью клановых или родовых и племенных, земляческих отношений, отношений родственной и родовой кровной защиты. В таких ментальности и традициях  государственный закон и государство не может быть важнее родовых и родственных отношений. Опыт Чечни от Хасавюрта до Второй Чеченской войны убедительно показал самим чеченцам, что время для собственной государственности еще не пришло, а экономическое и культурное развитие чеченского народа в рамках российской цивилизации пока остается главной задачей их национального самосохранения и строительства.

Таким образом, самостоятельно, в настоящее время регионы Северного и Южного Кавказа не имеют уверенной перспективы независимого развития без присоединения к большим рынкам и ресурсам третьих соседей и без спонсирования развития и гарантий безопасности крупнейших участников мирового политического процесса. Это показывает не только опыт Чечни, но и скромность «успехов», которые смогли достигнуть на этом пути Абхазия, Южная Осетия и Аджария после пятнадцатилетней фактической независимости.

 

7.                  Российская империя и ее аппарат, элита при избытке ресурсов (кроме людских) снова начинает оказывать отрицательное влияние на развитие собственной экономики и общества. Империя вызывает постепенное стагнирование и рост балластов государственного влияния, нерыночных элементов в своей экономике.

 

Рыночные приоритеты развития в настоящее время испытывают тяжелые нагрузки принудительного государственного вмешательства, резкого повышения безопасности (безнаказанности) чиновничества и связанной с этим коррупцией при ликвидации и отсутствии общественного контроля и жестких препятствий развитию демократии.

 

8.                  Россия в стремлении сохранить свой режим «суверенной демократии» или господство неизбираемого чиновничества идет на разрыв традиционных отношений со странами СНГ, закончившими с господством чиновничества, или идущими в этом направлении.

 

В этой связи процессы демократической реконструкции государств СНГ - Грузии и Украины, как и до этого режимов стран Прибалтики, вызывают в Российской империи систему контрмер и конфронтации с целью психологически ослабить или разорвать традиционно близкие и положительные отношения между населением этих стран. Это осуществляется рядом пропагандистских, экономических и культурных средств воздействия и санкций. Например, это информационные кампании, запреты и эмбарго на ввоз товаров, запреты безвизового режима, запреты перевода финансовых средств, запреты торговли частных лиц на территории России и т. п. В результате такой политики почти все государства западной и южной частей бывшего СССР, кроме Армении и Белоруссии, находятся в состоянии конфронтации с новой Россией.

 

9.                  Россия в стремлении сохранить свой глобальный статус (и это чистая ментальность – амбициозность или гордыня) главные усилия направляет на противостояние с Западом, и вооружения для глобальных войн, а не с новыми угрозами мировой цивилизации – терроризмом, фундаментализмом, религиозной, политической и национальной нетерпимостью. При этом резко ослабляется внимание к таким ведущим направлениям, как развитие инфраструктуры (автострады, связь), сельское хозяйство, развитие собственного частного капитала, экономики, образования, культуры и науки, что может создать новые нагрузки на общество, новую стагнацию и новый собственный распад.

 

10.              Озабоченность Запада политикой России образует двойственное поведение Запада. С одной стороны это заигрывание с Россией ввиду прагматики использования ее энергетического сырья и запаздывание с критикой «в мирное время», а с другой, проведение односторонней «заботы» о маленькой империи и в ущерб реальной заботе о жизни и ценности народов, включающих империи. Такая односторонность ослабляет и Запад, делает проблематичным освоение его ценностей: жизни, безопасности, свободы слова и истины – обманутым населением сохраняющихся империй, которые страдают под гнетом амбициозного чиновничества, и столкновений империй. В этом ощущается слабость Запада, пытающегося действовать по принципу «разделяй и властвуй» или «маленькая империя» безопасней «большой империи».

 

Все это вызывает справедливую озабоченность мирового сообщества (США, Европа и Япония, страны Тихоокеанского региона), которое, поставив прагматические цели полезного для себя потребления энергоносителей России, не дало вовремя справедливой оценки направлению развития политических инициатив и ошибок России, например, проблемы поголовной раздачи российского гражданства в территориях, претендующих на независимость. И реакция Запада в нынешнем конфликте поэтому выглядит не только запоздалой по сути в отношении такой политики России, но и не адекватной политики второй малой империи – Грузии, в рамках которой отмечены процессы неоднократных этнических чисток малых народов, ставших заложником грузинских ошибок или даже преступлений в области межнациональных отношений.

 

На этом фоне и в свете этого исторического экскурса и опыта и следует рассматривать трехсторонний российско-грузинский конфликт отдельно в Южной Осетии и в Абхазии.

 

1.                  Российская империя поддержала и/или инициировала сепаратизм в Абхазии и Южной Осетии с прицелом к последующему присоединению ценных территорий к России.

 

Мы не идеализируем Российскую империю. Она в целях возврата в состав России курортного региона Абхазии помогла сепаратистам в Абхазии оружием и финансами, выдала подавляющей части населения Абхазии российские паспорта, что является нарушением и российских законов. С другой стороны, попытка геноцида абхазов и жестокость грузинских полицейских сил не оставила возможности спасти население Абхазии никакими средствами, кроме как пребыванием вооруженных сил РФ на их территории в виде миротворческих сил.

То же самое Россия сделала в регионе Южной Осетии. Начав миротворцами в Южной Осетии, РФ перешла в режим постоянной поддержки и вооружения сепаратизма как инструмента давления на Грузию, а затем стала гарантом безопасности Южной Осетии и также выдала населению Южной Осетии российские паспорта, что явилось прямым основанием рассматривать ее интерес в Осетии как экспансию, а не мирное посредничество.

 

2.                  Грузинская империя и ее титульная нация, как не имеющая опыта межнациональных отношений, проявила неоднократно высокую жестокость к сепаратным устремлениям других народов Кавказа. Возможно, в этом еще играет роль и ценность тех земель, которые на юге Европы традиционно имеют много большую дифференциальную ренту и доход. И этим была создана объективная опасность для жизни многих тысяч людей.

 

Мы не идеализируем поведение политической элиты Грузии в Южной Осетии и в Абхазии.

Важнейшей ошибкой при формировании новой независимости самой Грузии была отмена автономных форм сосуществования народностей

Стремясь под давлением грузинских беженцев  1992-1993 гг. из Абхазии и грузинского общества восстановить целостность Грузии, нынешний президент Грузии вынужден искать других защитников и миротворцев, помимо России. Грузия пожелала вступить в НАТО, предполагая разрешить проблему целостности Грузии финансовыми и военными средствами и помощью США и Европы. В лучшем случае прямым оружием, в худшем случае  - посредничеством и информационной поддержкой.

Как теперь всем ясно, Саакашвили ночным обстрелом жилых кварталов Цхинвали 8 августа из ракетно-артиллерийских комплексов «Град», работающих по площадям, и зачисткой 7 осетинских деревень Южной Осетии, имел целью уничтожить или изгнать осетинское население региона, что является фактом геноцида – вторым для этого народа со времен 1991 года. Впоследствии США, ЕЭС и НАТО должны были стать гарантами и посредниками Грузии и России. Результат 1600 убитых – полное разрушение города и невозможность проживания в нем в ближайшие месяцы –  гуманитарная катастрофа – 35 тысяч беженцев (в дополнение и расходы, которые понесет Россия на защиту и восстановление хозяйства Южной Осетии.

 

3.                  Российская империя спасла осетин в 1991 году (тогда из Южной Осетии бежало 50 тысяч жителей), российская империя спасла от геноцида осетинский народ и в августе 2008 года и теперь будет вынуждена вселять беженцев в Южную Осетию обратно и взять их на свое обеспечение, что неизбежно влечет протекторат на Южной Осетией, как территории, требующий восстановления и безопасности.

 

Для будущего и для ментальности России это сложнейшая коллизия и дополнительный расход ресурсов, сил и жизни солдат. Если Россия будет опекать независимые режимы Осетии и Абхазии, то для российских народов и элиты России – это может представить и пользу.  Новые образования могут выступать примерами развития малых народов в условиях безопасности, гарантированной Россией.

Коррупция «собственного розлива» вне влияния России снимет центробежные тенденции в России и на Кавказе. Но народы этих анклавов будут страдать от лишений и нищеты.

Хозяйственный диктат и коррупция «российского розлива» приведет не только к продолжению развития империи, но скорее к форсированию ее распада, к новому Афганистану, аналогу господства Грузии, но в более умеренной форме. Управление Россией по традиции (а сейчас в Осетии примерно так и обстоит дело), приведет к экстраполяции наших бед на независимую ментальность малых народов.

Выход состоит в развитии нового регионализма, но при военной гарантии России, предполагающей политическую нейтральность (типа Финляндии). Сбалансированное влияние России как политического гаранта и Запада без переманивания в НАТО, создание демократических традиций и системы сервиса для международного туризма могут открыть новые пути и создать образцы для регионального и национального развития российской цивилизации без экономического диктата Кремля, но с его военно-политической гарантией. Для этого необходима и добрая политическая воля России, и понимание мировым сообществом переходного характера российского общества.

 

4.                  Россия как империя в этот момент на перепутье. Объявление независимости и защита независимых субъектов повлечет их возможное развитие, но потребует присутствия контингента российских войск. А формальное присоединение или прямое управление Россией приведет к коррупции, новому Афганистану и к ускорению распада самой России

 

5.                  Россия должна сделать все, чтобы охраняя народы Абхазии и Южной Осетии не создать там областей «а ля русс», а дать возможность этим народам наладить самостоятельную мирную жизнь и признание мирового сообщества с безусловным исключением участия в каких-либо военных союзах.

 

Ввод контингента европейских сил в такие регионы после «опыта» в Косово с сербами, где миротворцы не могут обеспечить безопасность численно слабой стороны (а это и есть их главная задача), совершенно не реален. Их ввод означал бы гарантию будущего геноцида в пользу политически ангажированной стороны. В данном случае  - это, безусловно, Грузия.

 

6.                  Запад должен принять к сведению российский протекторат в обоих регионах, устранить небаланс оценки в отношении к праву их народов к самоопределению. Ликвидация этнического конфликта перестанет быть препятствием в экономическом и культурном развитии Закавказья.

 

Грузия жестокостями войн 1991 в Осетии и 92-39 гг. в Абхазии, политическими ошибками (преступлением) Саакашвили, начавшего обстрел Цхинвали после объявленного перемирия, надолго, если не навсегда разрушила добрые отношения между народами. Обобщение сложившейся напряженности между грузинской и сепаратными сторонами указывает на аморальность принуждения их к сохранению общей государственности.

 

7.                  Запад должен во имя бесконфликтного и мирного развития региона добиваться признания независимости Абхазии и Южной Осетии и гарантий их хозяйственного самоуправления (с учетом военной гарантии такой независимости со стороны России).

 

8.                  Запад должен осудить попытки воздействия России на государственные органы Абхазии и Южной Осетии с целью установления контроля над ними и помочь им в экономическом и культурном развитии. Запад может помогать вновь возникшим республикам наладить нормальную и демократическую жизнь.

 

9.                  Одновременно Запад после освобождения Грузии от бремени территориальных споров может принять ее в НАТО.

 

Сергей Четвертаков                                      12 августа 2008

Империи



Rambler's Top100 Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика



Hosted by uCoz