Психология

Глоссарий

Потребность (need) – возникающая, инстинктивно или подсознательно, нужда – доминирующее психофизиологическое напряжение индивида, которое позже осознается или не осознается и всегда подталкивает, направляет индивида к обдумыванию действий или прямо к действиям по снятию такого напряжения, то есть к удовлетворению возникшей потребности.

Базовая потребность (basic need) – это потребность, которая возникает (практически) у каждого человека (или подавляющего большинства), если предшествующие по уровню в иерархии Маслоу потребности в среднем удовлетворены (периодически и обычно всегда). Условия возникновения базовых потребностей некоторого вида с развитием личности могут изменяться на основе знаний и опыта, возникших при последующей коррекции научением индивида в течение его жизни. Базовые потребности бывают двух типов безусловные и условные.

Безусловные потребности (тип Б) – часть базовых потребностей – имеют строгую генетическую основу; у нормального индивида возникают или запускаются периодически при отсутствии удовлетворения (как депривации определенных веществ или активности); возникают всегда вне зависимости от культурного фона, опыта и образа жизни.

Условные потребности (тип У) – часть базовых потребностей возникают или запускаются при некотором множестве альтернативных (в логике ИЛИ) условий запуска. Условия запуска условной потребности изначально имеют генетическую основу и со временем изменяются (и заменяют первые) под действием опыта и изменения среды (и научения). Под условностью понимается индивидуальный опыт как особенность типового индивида.

Безусловно-условная потребность, см. условные потребности.

Условия запуска условной потребности (кроме условий удовлетворения предшествующих потребностей Маслоу) при рождении представлены генетическим набором, например, страха звуков ударов, вспышек света для новорожденных. Позже генетический набор условий обычно отменяется и замещается в опыте новым много более широким набором альтернативных условий (запуска).

Состав базовых потребностей в порядке иерархии Маслоу включает потребности: безопасности I (У), физиологические (Б), безопасности II (У), любви и принадлежности (Б), общения (Б), уважения или безопасности III (У) и новизны или поиска неопределенности (У). Б и У – означают безусловный или условный характер. 

Физиологическая потребность – потребность, вызванная депривацией или недостатком условий функционирования организма человека, например, воздуха, пищи, воды, секса и других.

Потребность в безопасности – потребность отсутствия боли или с появлением научения «страха боли», позже страха и беспокойства, например, отсутствия будущего удовлетворения физиологических потребностей и утраты ресурсов для будущего обеспечения физиологических потребностей. В развитии человека имеется минимум три важнейших градации: потребности в безопасности I, II, III.

Потребность в безопасности I (страха утраты жизни) – потребность устранения текущей боли и физического страдания, угрожающих жизни человека или страха и тревоги по поводу физической опасности (от секунд до часа) или возможности появления физической опасности в ближайшие мгновения. Предшествует в актуальности физиологическим потребностям.

Потребность в безопасности II (устойчивого удовлетворения физиологических потребностей и подготовки к воспроизводству вида) – потребность отсутствия беспокойства по поводу возможности удовлетворения физиологических потребностей на будущее, на периоды, исчисляемые днями, неделями, месяцами и годами в момент их текущего удовлетворения. Потребность включает заботу о жилье, запасах, физическом комфорте и предполагает заботу об индивидуальном будущем индивида, включая построение плана проблем семьи, общения и т.п.

Потребность в безопасности III (уважения, или безопасности как достижения и сохранения возможности распоряжения ограниченными в обществе ресурсами при конкуренции за них) – потребность спокойствия индивида по поводу «ранговых» претензий к нему со стороны других индивидов в обществе. Ранговые отношения образуют порядковые отношения индивидов относительно использования ограниченных в обществе ресурсов, необходимых для удовлетворения остальных потребностей, включая и информацию. Ранговые отношения включают понятие неравенства: власти и подчинения, старшинства и меньшинства или, наоборот, равенства возможностей доступа к ресурсам и к их распоряжению. Потребность спокойствия (уважения) образуется в ситуациях собственных или чужих намерений к изменению или к сохранению порядка ранговых отношений и использования дефицитных ресурсов. Онтогенетически потребность в уважении первоначально формируется в семье, позже в микрогруппах, а еще позже в обществе.

Потребность в любви и принадлежности – потребность, включающая физиологическую потребность секса и потребность взаимной реципрокации или бескорыстного взаимного оказания услуг и взаимопомощи в связи с физической близостью; включает потребность в деторождении и в воспитании детей, обучении языку и культуре в семье.

Потребность в общении – потребность в вербальном и в эмоциональном контакте безотносительно к информационному содержанию, но с присутствием положительного эмоционального фона контакта. Без общения мозг не может полноценно развиваться в юности и поддерживать организм в любом возрасте. Недостаток общения предопределяет сокращение длительности жизни. Общение выполняет ряд функций потребности «любви и принадлежности» в случае ее неудовлетворения (патология) в семье. В отсутствии общения или информационной работы развитый мозг инстинктоидно образует галлюцинации. Исключения доказывают возможность автогенерации возбуждений в случае высокоразвитой нервной системы, обладающей большими знаниями или запасами информации (наука, творчество).

Потребность новизны или поиска неопределенности – высшая базовая потребность разнообразия, новизны как преодолеваемой достигнутой определенности и скуки (поиска неопределенности как новизны). Возникает всегда после удовлетворения всех предшествующих базовых потребностей. В детском возрасте в отсутствии ряда угроз (потребностей в безопасности) проявляется чаще и служит обучению. Инстинктивно или неосознанно проявляется у любого человека (и у зверей) как ощущение скуки и поиска развлечений, запуска физических или умственных действий с неопределенной целью. Служит основой для формирования вторичных потребностей или метапотребностей, в действии которых носит подчиненный характер начального этапа инструментального характера.

Мотивационный процесс – процесс возникновения потребности, поиск, формирование методов поведения и запуска и проведения активности, а также анализа, отбора решений и принятие самого решения по удовлетворению возникающих потребностей или выбор известных установок. Мотивационный процесс включает также и оценочную афферентацию (часто неосознаваемую), т. е. анализ результатов активности и коррекцию психики после достижения или не достижения удовлетворения потребности в активности. Мотивационный процесс в зависимости от соотношения уникальности-рутинности, значимости для индивида потребности и объема затрачиваемых усилий, силы эмоций образуют различные формы и даже результаты, которые в совокупности образуют: мотивационную структуру: потребность, мотив, установку, метапотребность и направленность.

Мотив – это результат осознанного обоснования действий и/или выбранный вид активности и/или цель действий (для) удовлетворения потребности. Для удовлетворения возникшей потребности, обычно в новой ситуации или впервые, взрослый человек вынужден найти уникальное решение и действие или провести оценку и выбор известных моделей (форм, паттернов) деятельности, с помощью которых он удовлетворит потребность. Мотив может включать последовательность нескольких действий или целей. Мотив – результат мотивации – психической деятельности индивида от ощущения действия потребности до начала активности индивида. В мотив включают и анализ результата действия – удовлетворения потребности. При положительном или отрицательном результате активности формируется различное отношение к учету, оценке предпринятой активности (обратная афферентация). Поэтому мотив должен включать и собственное закрепление после активности. Однако при закреплении (в случае успеха) он на будущее обычно оформляется в виде установки поведенческой, а при неэффективности ошибочный мотив исчезает как объект. Человек в процессе своего развития приобретает и осваивает огромное в сравнении с животным миром количество моделей поведения, обоснования и целеполагания и умеет накапливать их, анализировать, выбирать их, и обучаться им.

Установка поведенческая (поведенческий паттерн, привычка) – форма или модель  поведения (и анализа, распознавания и принятия решений) в памяти индивида, которая запускается или используется при запуске потребности автоматически (инстинктоидно и помимо сознания). Мы не рассматриваем здесь неустойчивое явление как «установку оценочную».

Часть установок формируется на генетической основе (дыхание, работа сердца, глотание и сосание, первые сигналы-эмоции: улыбка, голодный крик, плач); часть установок образуется по схеме условного рефлекса, а основная часть в активности человека является результатом постепенной реконструкции мотива в практике его применения при удовлетворении потребностей. Мотив преобразуется в автоматическое, импульсивное и неосознанное (заученное) действие в момент запуска (появления) потребности. Это позволяет освободить ресурсы центральной нервной системы для другой работы.

Установка эмоционально нейтральная – поведенческая установка, сложившаяся при регулярном удовлетворении потребности в случае отсутствия сильных эмоций и при гарантированном успехе.

Например, привычка чистить зубы по утрам есть поведенческая установка. Это действие (паттерн) вызвано мотивом обеспечения здоровья, и текущая культурная среда сформировала паттерн поведения, а потом и привычку чистить зубы, редкий индивид будет не ощущать дискомфорт, не почистив сегодня зубы. В основе мотива обеспечения здоровья или профилактики лежит потребность в безопасности – «вести свои дела в порядке, экономить на оплате лечения».

Установка эмоционально окрашенная – поведенческая установка, возникшая при ярком эмоциональном состоянии и окрашенная позитивным или негативным отношением индивида к применению (к цели) действия установки.

Приветствие и улыбка приветствия может быть положительно окрашенной установкой продавца и нормального человека, который знакомится с другим. Отпрянуть от вспышки огня или при виде змеи – установки отрицательно окрашенные. Сложные установки могут представлять действия человека в случае фобии или функций обороны и контроля. Автоматические действия солдат с оружием при появлении противника на поле боя – это примеры установок с негативной, а иногда и с позитивной окраской.

Метапотребность или вторичная потребность (интерес, влечение, склонность) (secondary need or metaneed) – это сформированная исключительно индивидуальным научением или опытом как однократным, так и из установки (с положительной эмоциональной окраской) потребность индивида. Метапотребность в отсутствии сильных деприваций уровней ниже периодически возникает как воспоминание или ассоциация о положительном прошлом аффекте и как осознанное или нет стремление к повторению и воспроизведению этого аффекта, действия и установки. Человек далее (часто бессознательно) стремится к воспроизведению тех же положительных эмоций и пытается создать необходимые условия для возможности действий, сопровождающих их повторение. Основой физиологии метапотребности является установка связи выработки эндогенных опиоидов с определенным видом деятельности (установки) при наличии в такой деятельности каждый раз преодоления неопределенности. Преодоление неопределенности, вероятно, многократно сильней мобилизует напряженность работы центральной нервной системы, что и связано с выделением опиоидов. Сама метапотребность запускается как воспоминание (или ассоциация с любыми другими раздражителями) о практике (активности) удовлетворения метапотребности. Метапотребность индивидуальна для данной личности и определяется его индивидуальным опытом и может надстраиваться над любой другой базовой потребностью, включать ее как инструментальную часть удовлетворения метапотребности. У человека возможно формирование нескольких метапотребностей. В быту они именуются часто «хобби», «зависимостями» и т. п.

Метапотребности активные и пассивные – ряд метапотребностей носит характер, слабо связанный с активностью человека, и ориентирован на чисто эмоциональное сильное потрясение. Пассивные метапотребности, оказываются нейрофизиологическим потрясением, не сбалансированным с физиологией тела и вегетативной нервной системой организма. Самостоятельное занятие спортом, даже экстремальным, значительно полезнее, чем пассивное сопереживание любителя своей любимой команде. Пассивная метапотребность вызывает сильную нагрузку на психику, но не физиологична и часто приносит вред.

Фобии индивидуальные – сильные отрицательные эмоциональные потрясения, страхи или отрицательно окрашенные установки могут преобразовываться в фобии и навязчивые идеи отрицательного плана. Эти состояния могут возникать инстинктоидно, как отрицательные воспоминания и связаны, вероятно, с самопроизвольной генерацией нейромодуляторов, воспроизводящих комплексы с отрицательными образами и воспоминаниями, что идентично внутреннему инстинктоидно (нейрофизиологически) воспроизводимому страху или генерации потребности в безопасности (любого типа) в случае отсутствия иных забот и другой активности. Необоснованное воспроизводство страха имеет тот же механизм высшей потребности – метапотребности на основе  самоактивизации – использования неопределенности, но с отрицательным фоном и без преодоления, или с установочным символическим «преодолением».

Направленность (личности) (direction) – появление и сохранение доминирования какой-либо метапотребности в поведении личности среди нескольких. Метапотребность в таком случае становится доминантой и ведущей ценностью в диспозиции ценностей личности, основной характеристикой личности, которой подчинены на долгое время или на всю жизнь стремления и поведение человека. Доминанта – метапотребность обычно вытесняет гармоническое удовлетворение остальных потребностей, подчиняя их удовлетворению ведущей потребности. При этом остальные потребности удовлетворяются по остаточному принципу. Это состояние личности близко к патологии, чреватой истощением. При отсутствии отрицательных эмоций и помех в активности, при минимальном удовлетворении остальных потребностей, активная метапотребность сопровождается формированием мощного иммунитета, работоспособностью и крепким здоровьем.

 

Психология

 



Rambler's Top100 Яндекс.Метрика



Hosted by uCoz