Rambler's Top100 В представленных автором ранее материалах (брошюра «В чем ошибся Карл Маркс» и статья «Семейный портрет в интерьере ампир

Вернуться назад                                               

          Тезисы доклада, 10 фев 2000

Коррекция ментальности. Возможные пути лечения

Сергей Четвертаков

Цели и препятствия

В представленных участникам ранее материалах (брошюра «В чем ошибся Карл Маркс» и статья «Семейный портрет в интерьере ампир...» Звезда 1999, № 11)  отмечены возможные трудности формирования либерального общества  в России в связи с современными особенностями ментальности русского населения.

Цель.

Ведущий мировой хозяйственный уклад последние 200 лет образуют частнохозяйственные или групповой собственности иерархии труда, конкурирующие между собой на основе рынка - капитализм (“мировая цивилизация”, “либеральное общество”, “индустриальное общество”). Этот уклад развит в Западной и Центральной Европе, Северной Америке, Японии, Австралии. Большинство стран мира по численности населения, включая Южную Америку, Индию, Китай, большинство арабского мира, движутся в этом же направлении. В России в начале XX века произошел срыв развития капитализма. А в конце этого века Россия снова начала продолжать развитие в общемировом направлении. Россия, как страна с гипертрофией в прошлом государственного (“азиатского”) уклада и остатками имперского (“рабовладельческого”) уклада, находится в начале пути преобразования государства от старого состояния, при котором чиновник (или власть) управляла и распоряжалась народом (народ - личный или наемный слуга самодеятельного государства), к новому состоянию, при котором гражданин организуется и совместно с другими гражданами строит, контролирует и использует собственное государство как инструмент для решения своих общих с согражданами жизненных и производственных проблем (чиновник на службе у самодеятельного народа). Подцель. Эта же цель может нами рассматриваться не в масштабах территории России, а более локально, как попытка проведения реформ в рамках административно-территориальных образований Северо-запада России при условии ослабления или невменяемого поведения всероссийских властных институтов или в условиях временного исчезновения последних.

Обсуждаемые препятствия.

1)    ряд отрицательных исторически обусловленных национальных черт русского народа: терпимость к воровству и лжи, традиции «жить одним днем» и относиться к «государству как к непреодолимой силе», неумение или затрудненность сказать «нет» друг другу, пассивность и слабая способность к самоорганизации», «долготерпение» как форма имперского служения и мышления - реализация себя через мощь государства, а не через индивидуальную деятельность и связанные вторичные черты - ксенофобия и конфронтационное геополитическое мышление - образуют у значительной части населения синдром, который в общих чертах можно определить как традиционная подчиненность и служение населения государству, невозможность преодолеть и овладеть государством, подчинить государство своим интересам, с одной стороны, и самооценка чиновной корпорации как ведущей и главенствующей силы для задач управления народом, с другой.

2)    население на данный момент в основной своей массе, находится в таком материальном и психологическом состоянии, что основные интересы народа лежат не в области конструктивного созидания условий для собственной рациональной хозяйственной деятельности, а в области исключительно конечного потребления. Современное население в основной части не является активным субъектом, готовым строить новое государство (материал в докладе). Самое яркое желание и интерес - получить от государства помощь и пропитание, в лучшем случае, работу. И это второе препятствие, логически замыкающее первое. Кроме того, имеются два важных дополнительных препятствия, которые  являются постоянным фактором торможения для любого реформирования русского общества.

3)    многонациональный характер страны постоянно воспроизводит имперский синдром, отвлекает и государство, и население от решения собственных экономических проблем. Этот синдром (понимание опасности распада) сплачивает население коренной национальности возле имперского чиновничества, и тем уменьшает давление населения на коррумпированное государство. Отсутствие давления на чиновника препятствует положительной модификации государства.  Население так же не спешит взять из рук государства ресурсы, и оставляет их у государства на неопределенное время, позволяя и далее империи тратить ресурсы на силовое сохранение единства. Растраченные на войны и вооружения ресурсы не позволяют проводить реформы и тем делают стагнацию экономики хронической, а стремление к дальнейшей диссоциации союзников постоянным и возрастающим. Если бы население обратило внимание  на экономику и требовало реформ прежде всего, то растущее хозяйство в центре империи, сделало бы предпочтительным для союзников их пребывание в едином экономическом пространстве. Преодолеть синдром страха распада и выставить приоритет роста и реформ выше цели неделимости российское население пока не в состоянии. Империя гибнет не в силах переключить приоритеты. Кролик “реформ” замирает перед удавом “делимости”. Распад империи идет уже с начала века - Сахалин, королевство Польское и княжество Финляндское, Прибалтика, далее распад СССР. И говорить о приоритете при столетней тенденции и уже на полпути утрат, более того, при полной идентичности процессов в других (земледельческих) империях прошлого, совершенно не исторично. Как и думать о противопожарных мерах внутри наполовину сгоревшего дома при горящей второй половине. Впереди, совершенно не трагическая потеря Восточного Кавказа и, возможно, выделение части народов Поволжья, которые, тем не менее, природой предназначены оставаться в едином экономическом пространстве России. Впереди, с большой долей вероятности и много более чувствительный  отрыв от России всей Восточной Сибири в результате ее мирного и экономического заселения китайцами. Свято место пусто не бывает! Успеет ли Россия окрепнуть до момента массового заселения Сибири китайцами? Зависит от россиян! Полноценное развитие России может начаться или после 1) формальной утраты большей части союзников, как субъектов Федерации, когда и если все внимание российского населения сосредоточится на внутренних отношениях с властью и только с ней или 2), как альтернатива, если системные реформы в России будут проводиться и дадут положительный результат не зависимо от сепаратистских движений в России, и среди союзников начнет возникать стремление к интеграции с Россией.  В последнем случае интеграции не гарантируется, но мирное сосуществование и заинтересованность в сотрудничестве безусловно. Приоритет автора. Для России как многонациональной цивилизации важнее взаимный мир и благосостояние народов, населяющих территорию России, чем угроза выделения новых государств изнутри и политическая целостность (без “гео-“, “геоцелостность” и потому хозяйственная целостность для России, по крайней мере западнее Байкала, гарантируется). Автор уверен, что обширный русский рынок при наличии реформ будет выгоден любому малому народу на и внутри территории региона России. Сомневаться в безопасности рыночного развития России с выделением государственности части ее народов, можно только имея представление о России как исключительно о крепости, противостоящей всему миру и рассматривающей политическое и хозяйственное предназначение России именно в этом - противостоянии США. В эпоху ядерного оружия такой взгляд представляется односторонне милитаристским и имперским, и более того, мессианским. А когда речь идет о многополюсном мире, то кроме США, отдельно многонациональной Западной Европы и России, следует принимать на будущее как минимум: Китай, Японию и Индию. Россию россиянам не следует рассматривать как “петуха, который спасет весь мир”.  Забота о мировом балансе сил и месте России в нем, доминирующая у современных российских политиков, замещающая заботу о реформах в России, и является т. н. “конфронтационным” мышлением.

4)    изобилие российских ресурсов порождает у чиновников и народа потребительский синдром. У чиновников возникает представление о государственном ресурсе, который следует пускать на общегосударственные нужды (войну, оборону, удержание величия и неделимости). У народа есть стремление использовать сырье на потребление, смягчающее тяжести текущей жизни - излишек ресурсов уже позволил народу в продолжение 30 последних лет жить менее напряженно, чем нормально существуют народы, не обладающие такими благами. При этом чиновник не может отпустить ресурс от себя, поскольку ресурс, в прошлом государственный, не рассматривается как справедливо приватизированный, а народ не хочет или не может спокойно переносить состояние необходимости более напряженного труда, когда зря или через другие руки пропадает народный  сиречь общегосударственный ресурс, который можно было бы с удобством употребить («поровну»). Полноценное развитие, не отягощенное ожиданием «халявы»  - использования свободного не заработанного ресурса, может начаться после утраты или исчерпания такого ресурса, когда собственное производство станет единственной формой существования народа в целом. Впрочем, есть и другие решения. Их реализация вызвала бы мощное сопротивление общества. Автор имеет ввиду консервацию части нефтяных запасов, напоминая, что США - самый большой потребитель нефти -  законсервировали свои нефтяные разработки, разумно оставляя их своим потомкам. Автор понимает, что экспорт сырья нужен уже хотя бы для возврата внешних долгов России, но обращает внимание на то, что отсутствие внутри России стратегии на выравнивание мировых и внутренних цен энергоресурсов в хозяйстве России с последующей консервацией собственных запасов оставляет россиян в расслабленном и неконкурентоспособном состоянии вплоть до исчерпания этих ресурсов.

Отмеченные 3) и 4) позиции являются системными и могут надолго задержать развитие реформ. Автор доклада видит единственным выходом из ситуации открытое признание существующих проблем и широкое их обсуждение в надежде, что, открыв для себя эти проблемы и, возможно, найдя приемлемые пути их решения, общество будет постоянно принимать их во внимание, но не станет замыкаться исключительно в их поле, забывая о главном.

С другой стороны, препятствия 3) и 4) играют много меньшую роль в масштабах Северо апада России, поскольку регион не является ресурсоизбыточным в масштабах, готовых затормозить его производственное развитие и его регионы не имеют тенденции к диссоциации, несмотря на наличие в них множества национальных диаспор, например, для Питера и Ленинградской области: украинцы, татары, евреи, финны - ингерманландцы, вепсы, ижора, водь. Дополнительной серьезной проблемой для выживания региона является гипертрофия ВПК, который пока не имеет собственных планов выживания и полностью ориентируется на государственный заказ. Вторая проблема - текущее административное отделение области от города. Третья - зависимость экономики города от транзитной торговли. В этой связи для нас уже в настоящее время важны соответственно темы рефомирования питерского ВПК, объединение с областью, развитие местного производства и туризма и местная сырьевая и энергетическая база.

          Методология преодоления. Находятся ли рычаги нашего воздействия на общество в материальной или в духовной сфере.

 

Возможные пути преодоления. Государство само не может измениться в лучшую сторону. Его может изменить только население или политики под давлением населения. Возникает вопрос, может ли и, если может , то каким образом может, измениться население, чтобы начать влиять на государство? Каковы процессы смены народной ментальности? Можем ли мы их (процессы, ведущие к модификации ментальности в положительную сторону) запустить?  Связаны ли эти процессы только с материальными условиями жизни, типа появления частной собственности, или некоторые процессы можно инициировать и в духовной сфере?

Первое, что можно утверждать определенно - это то, что ментальность народов подвержена изменению и не остается исторической константой.

Именно поэтому нам не стоит искать третьего пути развития для своего «уникального» народа, стоит определить лишь нужные для нас действительно особые тропы для выхода на общую мировую столбовую дорогу рыночной экономики.

Мировоззрением автора является материализм. Материализм с учетом коррекции ошибок Маркса - это достаточно верное понимание той стадии развития общества, в которой оно, общество, себя не отражает, не рефлектирует, не осознает.

Население не является однородной средой. И при неоднородности среды можно предполагать, что новая часть общества в какой-то неизвестной нам концентрации (по некоторым оценкам до 10 %) способна понять направление движения и стать дрожжами для нового развития. Можно предполагать, что уже частично измененное в ментальности (от бездумной «жизни одним днем» к традициям «логически мотивированного и осознанного поведения, к причинно-следственному мышлению») общество в малой своей части получает собственный инструмент группового или социального саморазвития. Достижения мысли и науки, общественных движений, в частности, являются мощным ускорителем (а иногда, как показывает и трагический опыт России в ушедшем веке в следовании ошибочным результатам науки, и мощнейшим тормозом) развития, и потому материализм как модель непосредственного и неосознанного отслеживания общественным сознанием своего бытия постепенно должен все более терять свою общность с прогрессивным развитием общества. Общество продолжает зависеть от материальных условий, но с началом общественной рефлексии, т.е. осознания своего состояния и направления развития, общество, его ведущая сила, начинает использовать информацию для осознанного движения в выбранном направлении. Для материалиста идеи не самоценны, не самоактивны, они отражение интересов и потребностей людей и потому реализуются даже будучи неверными с одной (вполне материалистической) оговоркой - идеи, которые неверны концептуально, которые не учитывают особенности материального хозяйствования, не учитывают коренные интересы и потребности людей, рано или поздно войдя в противоречие с этими интересами, терпят крах!

В истории нового времени уже имеется немало примеров влияния идей на ускорение или торможение развития общества. Среди наиболее известных стоит упомянуть - протестантизм (ускорение) и марксизм и социализм как государственная система (торможение) (доклад).

Традиционные материальные средства изменения ментальности

 

Уже только на основе материализма мы можем предполагать, что возможен ряд материальных или хозяйственных процессов, которые могут изменять ментальность населения в «общечеловеческом» направлении.

Эти процессы нам известны и изложены до нас, фактически это опыт истории - они состоят в том, что население должно стать основным владельцем, собственником и распорядителем, как говорили коммунисты, основных средств производства, в данном случае (и с учетом проведенной приватизации промышленности) земли и жилья.. К этим вопросам напрямую примыкает связанное с самостоятельной хозяйственной жизнью населения самоуправление, которое во многом обеспечивает управление или возможность эффективного управления  указанным имуществом.

Моральные, идеологические и организационные средства воспитания оптимизма. Примеры в истории

 

Как относительно новый ресурс мы можем рассматривать достижения социологии (Мартин Селиджмен (Martin Seligman). Теория «приобретенного оптимизма»  60-х годов показывает важность по мнению автора «чувства управления ситуацией»[1] для получения (животными) чувства уверенности в себе. Это подсказывает нам, что следует подумать о некоторых специальных психологических и организационных приемах плавного ввода населения в нужное активное и самодеятельное, ответственное состояние. И этим приемам также уделено место.

Итак, искусственные и даже идеологические приемы, если они не слишком дороги технически, также могут быть в нашем арсенале.

 

Народ и государство в свете теории иерархии потребностей

 

Автор, чей социологический опыт начался в 27 лет с применения теории иерархии потребностей “по Маслоу” к разделению труда “по Марксу”, счастлив еще раз использовать в своей работе эту плодоносящую идейную ветвь (иерархии потребностей), которая, как кажется, оказалась способной прочно связать социальную психологию не только с трудом, хозяйствованием и другими материальными факторами производства, но и с государством.

Психологический уровень проблемы. Потребности в безопасности граждан и чиновников

Из теории иерархии потребностей следует, что для перехода от старого состояния социальной пары “народ - государство” к новой нам необходимо всеми возможными средствами повысить степень удовлетворенности населения в потребности безопасности или иначе повысить уверенность населения в своих силах. Это позволит ослабить и позже ликвидировать оценку населением «государства как непреодолимой силы». И наоборот, следует в некоторых рамках и специальными мероприятиями существенно понизить удовлетворение потребности в безопасности всех рангов государственных работников, особенно, наемных, а во многих случаях просто понизить их количество и тем, уменьшить как потенциально возможный объем коррупции, так и давление государства на хозяйственную самодеятельность населения. Требуется навязать государству и его носителям нравственную самооценку “служения у народа по найму”.

Правовой уровень проблемы. Презумпции гражданина и чиновника

 

Всякая самодеятельность населения, личная и групповая, без участия государства, есть благо, а принцип “разрешено все, что не запрещено законом” ведет к нашей цели. Следует поощрять всякую самодеятельность населения и расширять ресурсы для нее, снимая всевозможные разрешительные установленные чиновничеством правовые механизмы. Для гражданина существует презумпция (предположение, допущение) невиновности в хозяйственном и другом праве. И чиновник обязан доказывать вину гражданина по закону. Всякая самодеятельность чиновника не по писаному закону, а на основе личного усмотрения и творчества , есть зло или потенциальная угроза обществу, поскольку может порождать коррупцию и злоупотребление. Чиновник, работающий не по правилам, стоит уподобить паровому котлу с трещиной.  Для действий чиновника не по закону должна последовательно через закон проводиться проверка на виновность с последующим оформлением при необходимости разумного по смыслу действия в закон. Короче, для чиновника, не исполняющего закон или исполняющего не закон, должна действовать презумпция  виновности, и он как нанятый по договору слуга обязан доказывать обществу и его представительным органам - свои оправдания и доказательства отсутствия вины.

Гражданин и государство. Потребность в общении

 

Гражданин имеет право на личную тайну от общества и государства: тайну переписки, на неприкосновенность жилища и т. п.;  потребность гражданина в общении с государством за исключением оговоренных законом обязанностей есть личное право гражданина. Государство не имеет право принуждать граждан к общению с ним, за исключением ряда описанных законом случаев, представляющих угрозу со стороны гражданина для общества и других граждан в целом, но не интересов конкретных чиновников или чиновничества как корпорации слуг. Государство как слуга самодеятельного народа не имеет право быть закрытым и тайным от населения, в крайних случаях, от избранных им представителей. Оно обязано быть открытым перед гражданами, а его действия и финансовые операции прозрачными и подотчетными народу или его представителями. Поэтому в широком смысле государство не имеет тайны перед гражданами. Избранные представители также должны быть подконтрольны избирателям в формах, которые ясно и четко прописаны и не представляют труда к исполнению. Общение государства с населением не его право, а обязанность. Государство должно удовлетворять потребность гражданина в общении с ним, государством.

Гражданин и государство. Потребность уважения

 

Теоретически мы хотели бы равенства и взаимного уважения с учетом сказанного выше, Но в реальности нам предстоит лишь устранять перекос. В области потребности уважения все мы прекрасно понимаем, что здесь до сих пор и со времен дореформенной рабской России остается колоссальное неравенство пары “народ - чиновник”. В истории России в традициях обращений друг к другу нет одного - взаимного уважения между общающимися. На наших заседаниях уже прозвучало новое слово - “господин” со стороны чиновника к жителю (поправка г. Дельгядо), с другой стороны, считаю, что чиновник должен именоваться по функции не более того, типа, “господин судья, секретарь”. В части уважения в России дело обстоит взаимно плохо. Имеется потребность в законе, препятствующем в судебном порядке публичному оскорблению народов России и разжиганию межнациональной розни, государства и символов государства и его основополагающих властных функциях.

 

Гражданин и государство. Потребность творчества и самовыражения

 

Творчество народа есть основа его жизни и роста благосостояния. Государство лишь средство и инструмент для народа решить свои общие народные проблемы за свой счет и в установленных народом рамках. Народ устанавливает правила и законы своей жизни через своих представителей, когда считает это нужным, и такие законы, какие сочтет нужным. Именно для формирования потребности в законах и для создания проектов законов и продвижения законов через государство и нужны партии как организации объединяющихся по интересам граждан.

Наоборот, чиновник - исполнитель народных задач по требованию народа и в рамках этих требований и выделенных народом средств. Законы, создаваемые чиновником, имеют явную тенденцию устраивать прежде всего интересы чиновников. А потому законотворчество государственных юристов, а не юристов, служащих населению и представительной власти, не должны поощряться народом. Тем более, не должно вызывать восторга творчество чиновника в хозяйственной деятельности, за исключением оговоренных заранее народом.  Следует понизить удовлетворенную потребность высших чиновников в творчестве. Итогом раздела - народ творит, а чиновник исполняет. Нестабильность текущего законодательства - результат чрезмерного творчества государства в ущерб хозяйствующим субъектам. Аналогичны налоги, требования к бухгалтерскому учету и т. п.

 

Народ и государство. Сдвиг отношений. Возможные пути.

Три направления и некоторые пути сокращения государственных расходов

 

В широком смысле имеются три направления изменения психологии населения и чиновничества - 1) материально обусловленное для населения, 2) организационно обусловленное для населения, 3) информационное - получение информации об ином образе жизни; 4) материально и морально обусловленное для чиновничества как просто уменьшение роли и объема государственных функций и чиновничества в целом. 

Ниже приведенные средства имеют общие черты. Каждое  - лишает чиновника части власти или свободы маневра действий вне интересов и контроля населения. Каждое направлено на то, чтоб приподнять население и чуть опустить государственную власть. А потому можно говорить, что любое из этих мероприятий  - утопия. Потому, что ни одно из мероприятий невозможно провести в обход государства. Оно может быть проведено лишь на этом уровне сознательно - людьми, понявшими, какой вектор движения нужен для страны. Причем в начале любого из этих действий - можно ожидать колоссальное сопротивление местной и центральной власти и минимальную поддержку запуганного населения, а во многих случаях даже и сопротивление (части) населения. И тем не менее,  другого пути нет, другой описан ранее автором как стихия, идущая уже в отсутствие государства. Поэтому либо мы убедим общество, его наиболее культурные слои, в необходимости подобного рода мер, либо эти меры будут позже и стихийно реализованы просто с большими издержками и страданиями собственно населением.

Важно понимать концептуальные различия между материальными и организационнымиЮ информационными  мерами. Материальный фактор для индивидов создает среднюю верную тенденцию для развития в значительной мере автоматически. Правда не с самого начала, первые ростки надо поддержать, как слабое растение (и это не образ). В социальных и исторических процессах мы имеем массу примеров срывов  и откатов, когда для процесса не достало, не хватило питательной среды Однако, в целом материальное обеспечение более надежно ведет к смене ментальности.

В то же время организационные только меры, не поддержанные материальной независимостью, воспринимаются как форма, как лишний государственный формализм, они могут не успеть войти в традиции, и их сломать, изменить в пользу чиновника много проще; чиновник, не лишенный материальной власти или права вмешиваться в материальные отношения граждан , остается фактическим властелином над народом.

Материальный фактор

 

Итак, в основе первого материального фактора лежит  передача в руки населения материальных ресурсов государства, введение  населения в распоряжение и управление и хозяйствование материальными ресурсами:

земля сельскохозяйственного назначения, леса и недра (реализация права частной собственности на землю всех видов назначения); о том, что за внедрением частного сельского фермерского хозяйства лежит масса других организационных и административных мер можно будет также сказать позже (доклад);

городское жилье, полное владение и эксплуатация собственного жилья в режиме кондоминиума (реализация права полной частной собственности на жилье и полной ответственности граждан за жилье) (доклад);

создание малых территориальных общин на квартальном, домовом или поселковом уровне, и, возможно, передача в ведение или под общественный контроль и финансовую опеку малых территориальных общин коммунальных объектов квартального или поселкового значения, например, школ, дошкольных учреждений, библиотек, кружков или клубов, садово-паркового хозяйства или внутриквартальных парковых территорий и т. п. (доклад);

выделение права владения и хранения огнестрельного оружия и возможно, вместо большей части внутренних войск МВД создание гражданских сил правопорядка («федеральная гвардия» в аналогию «национальной гвардии» и казачество на традиционных их территориях) (доклад).

Организационный фактор

 

               В основе организационного фактора лежат государственные законодательные мероприятия, помогающие населению взять на себя часть ответственности  за поддержание государства:

реорганизация налоговой системы с упрощением налогообложения и обязательностью декларирования доходов всего трудоспособного населения в виде бесплатной отсылки деклараций по почте (доклад);

изменение порядка назначения начальников отделений УВД района - введение выборной должности начальника отделения или утверждения представленной властью кандидатуры начальника тайным всеобщим голосованием населения, предлагается обсудить возможность введения выборной должности начальника отделения (шерифа) (доклад);

перевод условий найма всех служащих чиновников на контрактную основу сроком до двух лет, кроме избранных населением на установленный срок (губернатор Олег Бетин, Тамбов, “Известия”, 25 янв 2000);

проведение найма чиновника на должность по контракту на конкурснуойоснове;

введение процедур затребованного местным обществом отзыва депутата законодательной власти и представителей исполнительной власти районного  и других территориальных уровней (четких, исполнимых и независимых от высших властей процедур);

полный запрет всем органам власти самостоятельно устанавливать себе как размер оплаты, так и премии, дотации, ссуды и субсидии и кредиты и др. льготы, включая натуральные. Оплаты труда работников одного государственного органа устанавливает другой орган, для высших органов государственной власти альтернативные варианты оплаты труда выбираются населением на референдуме, проводящимся одновременно с выборами в эти органы; шкала оплат труда  должна быть привязана к средней оплате труда трудоспособного населения на предприятиях всех видов собственности, исчисляемой для территории, в рамках которой работает конкретный государственный орган (губернатор Олег Бетин, Тамбов, “Известия”, 25 янв 2000);

запрет государственным органам высшей и региональной властей изменять (увеличивать) численность и изменять обязанности своих сотрудников, а также произвольно вводить новые организационные государственные структуры и рабочие места - предлагается использовать методологию структурно-организационного проектирования (SADT), принятую как государственный стандарт для учреждений США (доклад);

эксплуатационные и материальные расходы (включая ремонты зданий и помещений) на поддержание государственных учреждений всех уровней ведутся с ограничением по нормам, установленным в законодательном порядке с учетом инфляции;

ввод процедур затребованной местным обществом обязательной встречи-отчета государственного чиновника уровня района и территории с представителями общественных организаций или схода граждан для решения возникающих конфликтов

ввод процедур периодического по закону обязательного отчета чиновника перед сообществом, со свободным присутствием любого члена сообщества;

регистрационный, а не разрешительный характер учреждения хозяйственной деятельности (проект реформ СПС);

пересмотр всех лицензионных и других действий государственных и муниципальных органов и служб государственного контроля (пожарная и другие инспекции) с целью исключения произвола и прав неформального решения со стороны чиновника (проект реформ СПС);

право контрольных органов на провокационные проверки коррупции чиновников (проверки честности);

территориальные или государственные программы тестирования чиновников по оценке уровня интеллекта при приеме на государственную и муниципальную службу (частные центры тестирования);

обязанность преамбулы «господин (госпожа) - фамилия» в обращении любого чиновника или работника государственной, муниципальной службы к посетителю или жителю устно и письменно (проект - предложение г. Дельгядо, Общество “Запад-Запад”) . При первой встрече (за исключением аварийных и оперативных действий в условиях недостатка времени) до начал разговора по -существу чиновник обязан уточнить фамилию корреспондента». «Представьтесь, пожалуйста»;

перевод всех государственных и муниципальных служб, работающих по телефону, на стандарт телефонного обращения в законодательном порядке с санкциями по жалобе граждан за нарушение стандарта или грубость (представление, завершение разговора);

перевод всех штрафных санкций государственных и муниципальных органов на безналичный расчет по документам граждан, в частности, ГАИ (ГИБДД).

Информационный фактор

 

Организовать обязательные бесплатные ознакомительные поездки старшеклассников в Европу (доклад).

Некоторые пути снижения расходов государства

 

В основе четвертого фактора уменьшения общего государственного бремени лежат государственные законодательные мероприятия по сокращению государственных расходов:

сокращение государственного и муниципального аппарата (за 10 лет он вырос в два раза по сравнению с 90-м годом) за счет ликвидации многих процедур паспортных служб и коммунальных служб учета государственного муниципального жилья, сокращения сложности расчетов и упрощение и упорядочения порядка работы служб социального обеспечения. Сокращение численности паспортных служб (автоматизация ведения реестра граждан в единой, распределенной налоговой, социальной и гражданской - учет места голосования - компьютерной базе данных) и в связи с реформой жилья ликвидации коммунальных служб эксплуатации жилья;

структурно-организационная инвентаризация (пересмотр, ревизия) рабочих мест и организационных структур государственных органов, использование расчетных методов оценки потребности в работниках аппарата и количества организационных звеньев в зависимости от спроса населения на те или иные государственные услуги и выработка механизмов санкционированного изменения объема аппарата при изменении спроса на услуги;

ликвидация имперского характера построения государственного аппарата; нынешняя администрация президента продолжает традицию содержания особого аппарата центральной силовой части российского государства; она дублирует или должна дублировать органы исполнительной и законодательной ветвей государства; в СССР комитеты аппарата ЦК КПСС по отраслям и видам деятельности выполняли эту же функцию контроля за правительственными министерствами; до революции эту же роль играла Собственная Его Императорского Величества Канцелярия (СЕИВК). Это вовсе не случайно, элементы этой формы имелись и в других империях. Можно предполагать, что традиция отражает высокую политическую роль силовой или тоталитарной части империи, которая выделена и обладает адекватной в империи самостоятельностью и правом, превосходящим права правительства. Подсознательно второй аппарат возникает в противоположность обычной политической многополюсной и противоречивой в многонациональной стране правительственной конструкции. Силовая компонента играет тогда роль единоличного военнонаначальника, арбитра и судью. Но ей же в основном и подчиняется служба безопасности государства, так было со II отделением СЕИВК, с КГБ и с ФСБ и советом безопасности, например, то же было и со службой СС у Гитлера. Данное предложение требует, вероятно, изменения Конституции.

сокращение численности армии и местных органов УВД с резким повышением оплаты, и  военная реформа с переходом к контрактной компактной мобильной армии до полумиллиона в основном офицерского и сержантского состава с полным прекращением обязательного призыва; расширение пограничных сил, особенно в Сибири и на казахской границе с участием вооруженного местного приграничного населения со статусом казачества (вооруженная служба с частным земледелием и промыслом, льготами в налогообложении) и созданием федеральной гвардии

сокращение поддержки и льготного кредитования государственной промышленности,  контрактный конкурсный характер расходов на вооружения и денационализация государственной системы ВПК - объединение приватизируемых военных предприятий с капиталом родственных по производству гражданских промышленных и научно-производственных объединений как средство конверсии и диверсификации промышленных предприятий и как альтернатива неудавшейся программы конверсии;

демонополизация хозяйствующих монополистов, что позволит сократить аппарат государственного контроля над их тарифами и ценами; тем не менее аппарат антимонопольных комитетов должен в некоей гибкой форме существовать;

сокращение льготного кредитования предприятий сельского хозяйства, а при наличии любых долгов как признаке банкротства обязательная по закону смена руководства предприятия;

полная ликвидация хранения государственных средств в частных банках и переход исполнения бюджета через казначейства;

пересмотр форм социального обеспечения  и льгот, а также излишеств системы пособий по безработице с упором на дотации к низкому уровню доходов и лишение социальных льгот работников, чье финансовое положение вполне удовлетворительно (адресная помощь).

Некоторые важнейшие направления

 

Более конкретно в докладе мы рассмотрим те механизмы, которые, по нашему мнению, наиболее сильно и основательно могут в ближайшие десятилетия повлиять на ментальность населения:  развитие фермерского сельского хозяйства; систему самоуправления жильем; систему выборов уполномоченных по правопорядку (система шерифов); формирование федеральной гвардии; систему школьных общественных советов и советов по здравоохранению; реформу представления налоговых деклараций

 

Россия или Северо-Запад. Заключение

 

 Итак,  на настоящий момент мы имеем довольно ясное представление

1)    о мировом ведущем цивилизационном процессе («пароход, сияя огнями, проходит мимо и удаляется») и

2)    о месте и состоянии России в отношении к этому ведущему развитию («мы, бросив весла, тоскливо смотрим на него с протекающей лодки»). На основе исторических данных можно придти к выводу о том, что

3)    расхождение России, как и других народов в прошлом, с ведущей цивилизацией не вечно. потому что не только хозяйственный уровень, но и ментальность многих других народов не являются неизменными, но модифицируются и весьма интенсивно под большим участием культурных и общественных движений («не все потеряно»). Поэтому у нас в активе

4)    понимание цели и направления социального движения России как движение сообщества народов Восточной Европы и Северной Азии к общемировой цивилизации («не делать из гордости вид, что нам надо в другую сторону»). В предыдущей работе «Семейный портрет...», возможно, неполно, а в данных тезисах доклада с дополнениями,

5)    перечислены препятствия, стоящие на пути присоединения России к мировому сообществу. Эти препятствия выступают как материально-культурный комплекс: распределения собственности - традиций поведения и ментальности - переплетения многонациональных отношений как элемента потенциального разделения - изобилия сырьевых ресурсов, как расслабляющего в части труда фактора и фактора, сплачивающего в имперскую государственность. Суть этого материально-культурного комплекса заключается в архаичном и деструктивном распределении ресурсов и соответственно в архаичной самооценке ответственности и возможностей населения, с одной стороны, и государства - чиновничества, с другой. Текущее состояние народного мироощущения, определяющего ментальность, в виде «Народ кормится на службе у самодеятельного государства» должно смениться общераспространенной в господствующей цивилизации формулой «Государство - общественная функция и служба чиновника по найму на пользу самодеятельного народа, создающего и оплачивающего службу». Далее в текущем материале

6)    на основе теории иерархии потребностей строится принцип перехода - модификации российского общества и государства - понизить потребность чиновника в безопасности и увеличить потребность населения в собственной безопасности. Вызвать уверенность в себе жителя и тем стимулировать его творчество, прекратить самодеятельность-произвол чиновника законом, остановить государственный Молох как вечную угрозу населению.  Далее, в основной части доклада,

7)    сделана попытка показать некоторые материальные и организационные возможности постепенной трансформации российского общества. Перечень мер ни в коей мере не претендует на полноту и истинность. Правда, есть важнейшие позиции - земля, недра, леса и жилье, которые являются системными и без модификации которых все остальное не даст устойчивого необратимого результата. В частности, преобразование должно за десятки или больше лет изменить и ментальность населения. Указывается, что

8)    упомянутые преобразования общества могут быть проведены в рамках российского государства как государственные реформы.  Но

9)    без широкого обсуждения и постепенного осознания их необходимости значительной частью общества и соответственно общественных движений за их проведение, такие государственные реформы просто невозможны. Поэтому роль широкого осознания потребностей изменений принципиальна. И автор, как материалист, отмечает, что это

10) осознание проведения реформ не является закономерным процессом, а может быть только проявленной альтруистически волей активной части общества.

11) При отсутствии достаточного движения, при отсутствии достаточной рефлексии в обществе, России уготована нестабильное будущее с весьма вероятной хотя и временной утратой современной государственности в форме федеративной демократической республики. И это   будущее длительного состояния «периода полураспада» - результат нерефлексии, закономерного состояния «жизни одним днем», см. статью «Семейный портрет...»,

12) распад иди полураспад России поведет к тем же самым процессам реорганизации общества и передела собственности - земли и жилья, в первую очередь, и переход к стихийным формам самоуправления населения, которые восполнят непроведенные ранее реформы, но которые будут иметь весьма драматический характер и повлекут от сообщества много больше усилий, страданий и жертв («неофеодализм» или сельские и городские коммуны-государства).

В свзи с вышеизложенным можно обратиться, наконец, к проблеме Северо-Запада как части исследуемого процесса. Совершенно ясно, что в такой гигантской стране как Россия, социальные процессы идут неравномерно. И наш регион вместе с Новгородом, Псковом, Петрозаводском, Калининградом представляет собою наиболее передовой анклав российских сторонников общемирового цивилизационного пути развития. И если мы вместе с окружающим нас обществом не сумеем удержать Российское государство от распада, или оно будет продолжать вместо реформ «топтание на месте», то нам следует начинать эту работу на месте нашей собственной жизни. И для этого не стоит ждать действий или разрешений Кремля. И землей, жильем, самоуправлением и реформами городского, районного, муниципального уровня, дружинами самообороны, школьными комитетами и пр. можно заниматься «здесь и сейчас». Городской и областной и даже районный уровень законодательства вполне достаточен для решения большей части поставленных проблем. Какова роль нашего собрания в этой связи? Мы могли бы,

1)    обсудить идеи настоящего и аналогичных по направлению докладов наших участников и дополнив эти идеи, в основном для участников уважаемого сообщества общеизвестные,

2)    в совместном общем документе или множестве документов по темам, например, в форме обращений  или статей к власти, к общественным движениям и политическим партиям, населению региона вынести эти материалы на обсуждение региона и России.

3)    создать параллельно рабочие общественные группы с привлечением множества специалистов, законодателей и просто заинтересованных участников или представителей общественных организаций и представителей, возможно, городских служб в качестве частных или официальных лиц для работы над проектами местных реформ о земле, жилье, самоуправлении и множестве других проектов в области законодательства. Результаты работы таких общественных групп в форме распространяемых в обществе документов должны выражать мнение наиболее передовой (с нашей точки зрения) части общественности региона. От множества идей не откажутся и политики, но, главное, мы должны убеждать население общества в целом в необходимости взять землю и имущество, решение малых местных проблем в собственные руки. Эта культурная миссия - совсем не мало, потому, что большинство людей или самое активное их большинство, например, предприниматели, понявшее, что нужно обществу для истинного благосостояния и нормальной жизни, начнет более целенаправленно влиять на государственную и общественную жизнь, влиять своими средствами, силами, мнением, трудом, который они в обществе организуют. Активное большинство может и должно влиять на общество своим давлением на законодателей. Законы «становятся на место» и государственная жизнь под давлением общества, теряя вид многопалого осьминога, приобретает осмысленный характер. Наша задача и состоит в том, чтобы помочь формированию активной части общества, которое знает, что ему нужно, какие законы ему нужны, которое не только знает, но и может «давить» на государство, требуя создания или реализации , исполнения уже существующих законов. По сути мы могли бы выполнить задачу, которую когда-то в другом мире, в цивилизации, которая еще видна на горизонте, осуществили «просветители». У нас ситуация много хуже, чем у Вольтера и Дидро - у нас от отцов-основателей осталось полимперии. И тем не менее нам полагается в России делать то же самое.

4)    Если Россия будет единым государством, мы будем влиять на все государство, не замыкаясь в своей региональной скорлупе, но мы должны уже сейчас продвигать, прокламировать в Питере идейно реформы и все, что мы посчитаем нужным, - это наша общественная и гражданская задача на уровне региона.

5)    Если Россия будет слабеть, то становление и укрепление местного хозяйства будет для Питера и всех нас вопросом и нашей жизни, а реформы в регионе будут насущно необходимы. И здесь успех в Питере или на Северо-Западе в целом несомненно повлияет в последующем на всю Россию как земельные реформы в провинции Сы-Чуань в 80-х годах в Китае повлияли на всю внутреннюю политику восточного соседа. И наконец, Петербург - уже не форточка, и не окошко в Европу. Это не менее, чем дверь!. И как сказал Григорий Тульчинский в «Испытание именем. Свобода или самозванство», СПб., 1994: «Это город - испытание России и личности. Петербург - порождение русского самосознания и, как это ни звучит парадоксально,  - «самый русский город». Действительно, Россия осознает себя через отношение к Петербургу. Но и Россию понимают через ПетербургЕсли бизнес пойдет в Питере, то рано или поздно он сложится и в России. Если фермеры встанут на ноги в Луге или под Всеволожском, Псковом, Новгородом, то и все крестьянство России сможет встать с колен. Недаром, в Москву Питер уже отдает много своих людей в отличие от времен, когда в первопрестольной спросом пользовались шустрые говоруны или циники иных полей и весей. Идеи цивилизованного контакта и цивилизованного устройства собственной жизни будут востребованы Россией через просветительскую работу наших горожан. Уважение Запада к России начнется через совместную работу инвестиций на Северо-Западе России.  Заканчивая, предлагаю после обсуждения, дополнений и коррекций и в случае положительного решения обсудить дальнейшее развития работы в виде формирования общественных рабочих групп по следующим темам:

 

1.    организация общественных рабочих групп, порядок их формирования и работы, оформление результатов;

2.    продвижение результатов информационной работы остальных общественных групп в масштабах регионы и страны;

3.    объединение города Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

4.    проведение земельной и фермерской реформ;

5.    проведение городских реформ муниципального жилья и формирование домового самоуправления;

6.    реформа муниципального и сельского самоуправления - квартальная и сельская община, сельский и квартальный сход;

7.    работа школьных советов и советов по медицине и образованию в районе;

8.    местные советы предпринимателей и общественные советы предпринимателей на на городских и сельских рынках;

9.    развития туризма и гостиничного сервиса - проблемы народных и городских местных традиций, народных, исторических праздников и праздников культуры;

10.  анализ проблем культурных обществ и форм взаимодействия работников культуры и образования;

11.  развитие национальных общественных организаций и землячеств, вопросы их взаимодействия и совместная работа.

 

Возможно, некоторые организации уже существуют в готовом виде, и требуется лишь их объединение или взаимодействие, оценка их готовности к работе в общих направлениях.

 

Вернуться назад



[1] Дэвид Васкевич, Стратегии Клиент/Сервер. Руководство по выживанию для специалистов по реорганизации бизнеса, 2-е издание, К., “Диалектика”, 1996. - 384 с., стр.



Hosted by uCoz