В мире нынче огромный избыток информации. Но он нам не на пользу. Калейдоскоп событий – средство привлечь человека к тому, что полезно совсем другим. Ворох цветных событий интересен ребенку, но со временем способен сделать его рабом бессмысленного разнообразия, превратить в овощ, непригодный к самостоятельному мышлению, а только к восприятию чужого и очень простого действия экшн (action). Скрытая чужая Цель – подавить возможность собственной критической оценки каждой новой порции духовной пищи – заставить слушателя, зрителя, читателя, посетителя остаться у экрана, витрины, в магазине, чтоб слушал новых Сирен. Они убедят всех нас купить, взять кредит и пр. В суете есть риск потерять представление о направлении Жизни… если оно было. А бывает его можно и утратить к старости или – еще в средней школе – вообще не получить.
И все же в Мире и в Обществе существует хорошее и новое! Наш Мир растет и развивается! Но в Мире есть и серьезные проблемы, их полезно понимать, а некоторые придется и преодолевать! А можно ли это понять цельно и доступно?
Теперь такая возможность появилась. Существуют результаты, которые можно не только быстро принять и понять, но усвоенные – они позволяют приобрести устойчивость, стать лучше, собранней, умнее. И это устойчивость не момента личного бытия, а всей Жизни как пути своего развития…
Понять и узнать наш Мир, получить целостную модель Мира – означает сформировать свое четкое и логическое представление о нем не на Вере, а на Знаниях. И это понимание, прежде всего, начинается с осознания самого себя – и еще проще – собственной психики.
И как это сделать? А суть в том, что в современной психологической науке есть один-единственный раздел, предоставляющий возможность получить знание о Психике среднего нормального человека.
Ну и что? – спросит читатель, – чем мне, уникальному, поможет теория о среднем?
Дело все в том, что это не обычная и не средняя теория о среднем человеке. Это теория, которая позволяет от своих основ логическими нитями протянуть связи к обществу, его структуре и законам, а затем проследить, как эти связи работают над домашним заданием Человечества – его Всемирной историей.
И если считать, что вы такой человек, как и все окружающие, то далее в вашем сознании достаточно просто и коротко (и это ново) строится представление об обществе и об истории – ряде самых значительных исторических мировых процессов в форме ясно объяснимых динамических изменений в психологии больших масс людей. И только отсюда возникает представление о возможности понять и текущее наше состояние, как вполне объяснимое и тогда и (возможно) в будущем подлежащее разумной и согласованной коррекции.
Речь идет о теории иерархии потребностей. Ее автор – американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970). Она достаточно широко известна и на слуху под именем «пирамиды Маслоу». Познакомившись с теорией, читатель способен понять себя лично в текущем состоянии и развитии, приобретет и способен понимать большинство окружающих его людей.
Теорию Маслоу долгое время считали чем-то недостаточно доказанным и даже «гуманистически» возвышенным. Однако в некоторый момент результаты теории оказалось возможным использовать в одном социальном прогнозе. И на нее было обращено внимание. Раскрытие смысла ее позиций, уровней и принципов и позволило выявить значение самой теории и поэтому значительно расширить наше понимание Мира и Человека – его появления, истории, текущих и даже будущих проблем...
Перед читателем реконструированный полно расшифрованный исследованный на мощь и возможность прогностики вариант иерархия Маслоу-3. Это уже не модель психики жителя США времен 1940-х или 1970-х годов, а объясненный с точки зрения психологии и нейрофизиологии взгляд на психику Человека вообще – человека разумного – от африканцев в саванне, индейцев на Амазонке и до жителя Парижа и Нью-Йорка, как и Москвы.
Да-да! Это всё Мы, Господи! Одни и те же, в своих потребностях! Просто мы различны в культуре – в знаниях, возможностях, в истории и потому в менталитете! Одни из нас утоляют жажду бутылкой пепси или кваса, а другие – собрав росу ладонью с листа или зачерпнув воды из ручья. Первые много знают, и знают, что никогда не будут знать все, а вторые только и с детства верят в то, что сказали родители. И они думают или до сих пор думали, что знают все.
Но и следствия расширения наших знаний о психике Человека чрезвычайно велики! Страх, агрессия, недоверие, мнительность преобразуются в понимание роли наших потребностей. И тогда наши эмоции как их отражение перестают быть духом или чистым капризом – мы начинаем представлять, в каком состоянии пребываем!
Система эта дает возможность – понимать себя и других, измерять благо для всех и что важно – ощутить жалость к тем, кто страдает в неспособности оценить свое состояние. Но, может быть, она позволит и помочь им, дать минимум – повлиять на образ жизни и восприятия, предупредить чужое неадекватное поведение или сгладить его, простить их, ограничить и даже суметь направить активность другого как ребенка в доброжелательное русло. Из усвоения системы Маслоу возникает относительное спокойствие, уважение к другим, и, как следствие, ко всему Миру, который является предметом заботы, а не страха, ненависти или небрежения как выброшенного фантика от съеденной конфеты.
Но сразу скажем, теория – не вера. . Она есть истина – она тестируема. Это знание, но не конечное и окончательное. Оно не благостно – предупреждает нас о будущих опасностях процесса роста и познания, действий на высших уровнях потребностей. Стимулируя развитие радостей и прекрасного в жизни, такое знание способно предупредить и предотвратить опасные варианты нашей жизни
И еще важно! Это не панацея и не психотерапия! Теория не предназначена для лечения психических патологий, фобий или зависимостей. Последнее слово читатель уже где-то слышал.
А почему она рождает уверенность и создает спокойствие? Дело в том, что теория (уже в сочетании с новой социологией) дает понять не только себя и других. За ней стоит обобщенное понимание динамики Мира. А вот как раз динамика Мира есть основания для оптимизма, но вовсе не такого, как интересный фильм, который ждут у телевизора.
Всякое ознакомление с объяснимой системой Мира есть наше личное ее – системы – расширение. А всякое расширение – это тоже нечто вроде труда системного специалиста. Читатель в труде понимания, вслед за автором приобретает модель психики Живого и Человека от самой низшей биологии тела – боли и страха боли Живого вплоть до высшей потребности – совести у Человека. Это модель Психики. Но за ней стоит и модель нашего Мира от возникновения Живого, его психики и охоты дикого Живого на Живое до появления и изменения всего социального в Человеке – семьи, общения, конкуренции за ресурсы, форм власти, творчества, совести и этических систем в культуре Общества.
Система или модель Мира – это информация, то есть «это важно для жизни» - жизни Читателя. Каждое положение имеет либо основания и общеизвестные результаты разных областей науки и известных авторов или школ. Если же автор излагает свои взгляды, то их база предшествует или следует за тезисом здесь в тексте, или представлена на авторском сайте http://sergeychet.narod.ru.
Материал дан популярно – это язык инженера и публициста, который сам изучил основы психологии. Но системный специалист начинает изучение этого предмета не с позиций, которые профессиональный психолог считает давно решенными и не интересными. И на деле ревизия основ психологии даст и психологам немало. Мы с вами увидим огромную систему управления Человеком издали, но зато в некоей целостности, а самим психологам оставим их дело – пахать и растить «хлеб науки» на их нейронных полях. Зато наше видение пригодно для восприятия читателем с уровнем хорошего (с позиций логики и общей культуры) полного среднего образования. И это тоже ново. Но узкие термины психологии мы стараемся не применять или расшифровывать на язык, ясный для не специалиста.
А теперь к содержанию очерка.
Представленная здесь работа – это сокращенный «малый очерк» уже написанной книги. Полная работа (35 печатных листов) будет опубликована позже.
Состав сокращенной работы достаточно прост.
Для изложения теория иерархии потребностей Маслоу нам требуется представление о потребности (явлении подсознательном) и мотивации (состоянии сознательном и волевом). К пониманию удовлетворения, которое мы получаем, но перестаем замечать, важно приобрести и представление о навыке, который возникает при многократном опережающем удовлетворении потребности.
Часть 1. Эволюция. Адаптация. Информация. Ключевым понятием для науки – психологии – является представление о потребности. И теория иерархии потребностей – это единственная из основных психологических конструкций, которая опирается на принцип приспособления Живого к среде .
Часть причин поведения Живого восходит к ошибочно расширительному пониманию самой психики как феномена. Вопрос, какие виды материи или какая часть Живого имеет психику, тем более, Душу, остается спорным и решается различным образом в психологических теориях.
И лучшим и кратким решением для интересов и науки, и понимания Читателя оказывается представление эволюции Живого и появления в Живом феномена психики как подсистемы управления высшими формами адаптации – поведением.
Это и определило назначение первой части работы – уточнить феномен Психики Живого прежде представления феномена потребности. В этот же момент уместно заново уточнить понятие информации в психике, как субстрат или код поведения (программу) в Памяти психики для нужд нового адаптивного поведения, которое удовлетворяет потребность.
Часть 2. Потребность. Язык. Мотивация. Навык. Вторая тема – потребности, их реализация (снятие) и навыки. Для представления понятия о потребностях и их связи, о отдельной потребности и ее удовлетворении автор предлагает Читателю включиться «самому» в процесс «создания» адаптивной Машины, устройства. Наше устройство должно «выжить» без Человека, хотя бы как Животное. Такая задумка автора в отчаянии поиска альтернатив критики чужих теорий, оказалась более чем плодотворной. Прием изложения вылился в удивительно сжатое изложение основных свойств Психики, что быстро и эффективно может быть усвоено новичком. Но в урезанном варианте очерка мы только чуть-чуть затронем этот прием по самым важным обстоятельствам, которые предваряют возможность ясного изложения теории Маслоу. Главный материал – появление сознания на основе орудий труда, потом языка, затем сознания и его функций, как и последних нейрофизиологических изменений собственно Человека – в настоящем разделе лишь намечен и касается, прежде всего, разительных особенностей языка Человека. Сразу подчеркнем то, что, в отличие от философов и историков, никто в современной психофизиологии не отмечает и не может отметить пресоциальное антропогенеза. В процессе появления языка в сообществе людей произошли огромные социальные изменения, без которых язык (и потому Человек) не мог бы в современном виде сформироваться. Передача языка потребовала новых социальных отношений и выравнивания статуса полов – и это отражено неполными предположениями антропологии, этнографии, мифологии и религии в рамках тем появления родового строя, матриархата, высокой роли женщин в жреческой среде ряда ранних культур. Зачем? Ответ в работе. Итак, потребность, мотивация и навык – это темы Части 2.
Часть 3. Теория Маслоу-1-2-3. От страха боли до совести. А остальное – это сама теория иерархии потребностей, изложенная, интерпретированная, откорректированная и дополненная автором в виде модели Маслоу-3 (2011-2015). Наибольшее внимание в изложении уделено трем совершенно новым объектам – потребности любви и принадлежности, творчеству (вместо урезанной темы самоактуализации версий Маслоу-1, 2) как теме развития высших бытийных потребностей и совести (развитию самоуважения) как надстройке над творчеством.
К порядку чтения. У читателя мало времени. И, выбрав по Оглавлению интересные темы, пусть читатель обратится к ним. А если возникнет желание понять причины уже прочтенному, значит, читатель уже становится другим человеком. И автор будет рад приобрести «единомышленника» – не по идеям, а по принципу анализа и контроля чужих мыслей – человека, перешедшего к «мышлению и поиску истины, вечно недостижимой, но желанной цели».
Есть один известный автору недостаток в Части 2 этой работы. Это занудство исследования тем, которые кажутся читателю, ждущему быстрых конечных выводов, «несущественными вопросами». Но лишь такая щепетильность позволяет потом с достаточной степенью свободы (и уверенности) пользоваться материалами Части 3. И обстоятельность опирается на полный отказ от спешки в выполнении работы. Такой возможности практически нет ни у одного преподавателя или исследователя ВУЗов, сидящего на грантах и спешащего с публикациями своих работ.
Есть один известный автору недостаток в Части 2 этой работы. Это занудство исследования тем, которые кажутся читателю, ждущему быстрых конечных выводов, «несущественными вопросами». Но лишь такая щепетильность позволяет потом с достаточной степенью свободы (и уверенности) пользоваться материалами Части 3. И обстоятельность опирается на полный отказ от спешки в выполнении работы. Такой возможности практически нет ни у одного преподавателя или исследователя ВУЗов, сидящего на грантах и спешащего с публикациями своих работ.
Каждый ребенок успешно складывает пирамидки в детстве. Но некоторые из нас по недостатку времени и сил не достроили в своем сознании Пирамиду понимания нашего прекрасного Мира от сотворения до наших дней. Начало цельного взгляда при постоянных осложнениях в нем, в развитии, может возникнуть и здесь – ниже по тексту. Но от прихода к основам общей психологии прямая дорога к усвоению начал социологии и обобщенному пониманию истории, в частности, ведущих форм исторического процесса – иерархий труда – сначала семей и государств, а потом и частных предприятий и корпораций и зачатков будущих производственных форм. И модель-пирамидка окружающего нас Мира постоянно растет и меняется. Ее требуется периодически проверять, заново достраивать и, конечно, использовать в реальной Жизни для пользы и счастья себя и общества. Успехов вам…
Системный специалист,
кандидат технических наук,
С. А. Четвертаков
Февраль 2016