*. Кандидат технических наук, Независимый исследователь, Санкт-Петербург.
Настоящий доклад является кратким обзором выводов пятнадцатилетней инициативной работы автора в области теории Маслоу с включением еще неопубликованных результатов. Представлена модифицированная, реконструированная и дополненная автором теория иерархии потребностей Маслоу-3 (версии 3) в развитие первых двух вариантов Маслоу: первого – 1943-1956 гг. и второго – 1970 г. Некоторые применения автором теории Маслоу в социологии в период 1973-2000 гг. выявили в ней ряд дефектов. Большая их часть была устранена в монографии автора «Реконструкция теории Маслоу» (Алетейа, 2011-576 с.). В докладе поставлена цель – системно изложить основные идеи психологии, важные для описания теории Маслоу и представить важнейшие обоснования состава и порядка ее потребностей. Новые дополнения касаются потребностей любви-принадлежности, творчества и самоуважения (совести). Работа может быть полезна психологам, социологам и всем читателям, интересующимся новыми идеями в области психологии, социальной психологии и социологии.
Ключевые слова: Маслоу, любовь, принадлежность, уважение, творчество, самоуважение, совесть, обоснование иерархии, появление сознания.
Новая иерархия потребностей маслоу-3 имеет состав, рис. 1.
1. Безопасности 1 – страха боли.
2. Физиологические – ведущие – водный, пищевой и тепловой баланс.
3. Безопасности 2 как беспокойства о ресурсах защиты и физиологии.
4. Любви (на основе секса) в семье и принадлежности или воспроизводства и воспитания нового человека и гарантия своей старости.
5. Общения или гарантии принадлежности в отсутствие семьи и условие получения технической информации удовлетворении жизненных потребностей.
6. Уважения или безопасности 3 или гарантии, расширения или сохранения доступа к конкурентным ресурсам
7. Метапотребности как творческий труд или как растрата сил и ресурсов в удовольствиях. Метапотребностей может быть несколько.
8. Самоуважения, совести или безопасности 4 ограничивают творчество или продолжают полезную, как и устраняют опасную реализацию результата творчества. Это же и культурный и приобретенный инструмент коррекции, поддержания и передачи этических норм в обществе.
Рис. 1. Кувшин Маслоу-3 вместо пирамиды Маслоу-1,2
И это общая всеисторическая модель психологии Человека – модель развития в филогенезе, в истории. То, что теория пригодна для истории, читатель может проверить на примерах демонстрации ее реконструкции.
.
.
.