© С. А. Четвертаков, 2011
Мы уже говорили, что в
высшие потребности Абрахам Маслоу включает только то, что является в его
представлении высшим и положительным проявлением человеческого духа. Однако,
исследуя проявления «интереса» и склонностей человека после удовлетворения
базовых потребностей (и уважения), мы видим в таких проявлениях вовсе не только
идеальные и духовные состояния. Мы часто видим патологию и асоциальные. деструктивные влечения.
В результате
проведенных работ мы установили, что обобщающим определением феномена всех высших
позитивных, как и негативных потребностей или «метапотребностей» явилось
понятие творчества. Обобщенное определение творчества – «поиск и преодоление неопределенности».
Суть и нижний уровень физиологии этой потребности, потребности поиска и
преодоления неопределенности в следующем. Творческие задачи, как состояния в
нейрофизиологическом смысле мобилизуют все области центральной нервной системы
и вызывают эндогенез нейроопиоидов. Именно «родные»
опиоиды, в целом полезные для организма и даже укрепляющие иммунную систему
человека, и оказываются конечным
подкреплением и неосознаваемой целью «интересов» (или собственно, потребностью)
всех различных и в том числе патологических и асоциальных и не только духовных
стремлений. Антиципация (предвосхищение) удовольствия от творчества и является
собственно потребностным состоянием.
При построении новой
системы Маслоу-3 мы заменили у глубокоуважаемого автора системы высшую
потребность бытия (или метапотребность) – «самоактуализацию» или
«самореализацию» метапотребностями творчества, имея в виду, что самоактуализация
и самореализация являются небольшой частью процессов творчества. Последнее
казалось простым и естественным. Однако, широкое использование этого термина в
психологической практике, особенно в теориях развития личности, показало, что само определение самоактуализации требует логического и
аналитического уточнения. Прежде всего, следует точно показать творческий
характер этого процесса. Кроме того, сам феномен сложнее, чем просто
творчество. Его начало не лежит в творчестве. И то, что мы положили равным,
требует расшифровки и уточнения. Итак, самоактуализация
как процесс превращения жизни на уровне базовых потребностей в творческую
активность человека, в его «бытие». Этому и посвящен настоящий материал.
Мы начинаем с анализа содержания
слова «самоактуализация».
Маслоу назвал
самоактуализацию – исполнением или реализацией собственной «самости»,
стремлением «соответствовать собственной природе». Понятно, автор имел в виду
нечто положительное. И Маслоу, и многие его последователи оценивали
самоактуализацию как
потребность «максимального развития своих положительных возможностей и
способностей». И опять же здесь критическим замечанием является то, что в
исходном состоянии мы не видим причин для запуска, не видим состояния запуска.
Действительно, как должен выглядеть
запрос личности по поводу самоактуализации к самому себе?
«Хочу соответствовать собственной
природе?», «Хочу быть хорошим?», «Хочу максимально развить себя?».
Ответ наш должен быть таким –
последние утверждения, если они звучат именно так, а так звучат они часто, но
вовсе не всегда, есть расшифровка целей или средств достижения некоей известной
потребности.
Читатель спросит: «Какой?» – Мы
ответим: «Потребности уважения».
Действительно, если у нас есть все,
включая ресурсы, и нас даже уважают (за ресурсы), и мы даже (нередко) можем не
проявлять активность, именно тогда возникают вопросы о смысле жизни. Смысл жизни выходит на темы целей
существования и экзистенциализм – тема бесконечная.
Но если чуть опроститься, смысл жизни
включает и оценку собственного «места» в жизни среди других людей. Под местом жизни
можно понимать и «статус». Но статус имеет отношение часто только к ресурсам, а
не к активности. И, кстати, такое отношение чаще присутствует именно в США и
развитых странах Запада: если ты состоятельный, если ты имущий, значит, ты и
известен, значит, «состоялся». Окружающие, часто завистливые, не слишком
обращают внимание на род занятий «состоятельного». Бездельничать или только путешествовать
как чистый турист-потребитель (без цели научных исследований, без каких либо
форм творчества) в недалеком прошлом, в отличие от нравов Голландии XVII века, было вполне нормальным состоянием. И мы знаем,
что эти состояния (потребности новизны без творчества) вовсе не столь
благостны. Они вызывают ощущение пустого и бессмысленного блеска жизни, новой
тревоги и неуверенности от (собственной) пустоты (см.
усталость Онегина), поиска новых сомнительных и разрушающих удовольствий,
эпатажа – умышленно скандального, вызывающего, шокирующего поведения или выходок,
имеющих целью привлечь к себе внимание. Глупый человек не имеет средств иным
путем обратить на себя внимание.
Если исследовать суть состояние
поиска цели жизни у человека, то достаточно провести обследование людей,
озабоченных этим вопросом, чтобы ответить: целью жизни, смыслом существования
озабочены материально обеспеченные люди (базовые потребности, возможно, кроме
уважения), не нашедшие себя в активности. Они не получают удовольствия от своей
активности. Причины – отсутствие потребности активности – возможность безделья.
Таково поколение дворян, живущих на выкупные платежи в 19 веке, см. «Вишневый сад» Чехова. Таковы всплески безделья и
поисков смысла жизни элиты в других культурах, достигших своего пика и
состояния баланса. Вообще-то ресурс, не повлекший для наследников (ресурса) необходимого
трудового творческого воспитания, просто предназначен Господом Богом для его
бессмысленной растраты. Так и второе поколение капиталистов часто теряет
капитал.
Низкий интеллект в сочетании
приличными ресурсами в текущем обществе не несет радости, если не
сопровождается в жизни устойчивой активностью достижения определенных целей. А
вот выбираемые, какие ни есть у носителя интеллекта, цели могут разными. Они могут быть созидательными в общественном или в личном
плане. Они могут носить и символический характер. И мы отдельно поговорим о тех,
других, третьих в другом материале. Они
могут быть и разрушительными сознательно (как патологическая ненависть к
обществу или в его части) или по ошибке, например, разрушительными по неверному пониманию значения
средств (разрушительных) для достижения целей (созидательных). Таковы цели
знаменитых уравнителей (напр. Ленин) или фундаменталистов (напр. Бен-Ладен и его спонсоры и
последователи) В каком смысле это потребность мы увидим позже. И одной из
выбранных целей у человека в таком состоянии собственного неуважения и
одновременно начавшейся рефлексии является цель любого рода
самосовершенствования, то есть обсуждаемая здесь самоактуализация.
В исходном такое решение индивида
означает быть в чем-то отличным от
остальных, делать нечто лучше, чем остальные. Несомненно, что никто из
начинающих в сфере самоактуализации не планирует быть «как все». Быть
«уникальным или в чем-то очень хорошим» предполагает «отличаться» или
«отличаться тем, что уважает общество». Иногда под уважением понимается и
«страх» (чтоб боялись!), но это в меру испорченности и уровня интеллекта его
носителя. Итак, начало этой будущей (и мы скажем прямо, только формирующейся) потребности
образуется часто не полно удовлетворенными потребностями уважения ( а иногда и ниже, любви, принадлежности и общения).
Если человек ставит своей целью быть
совершенным в некоторой области, то в реальной жизни и в процессе исполнения
цели он сталкивается с рядом социальных коллизий, которые должен преодолеть и
вот здесь-то и кроется тайна формирования его будущей метапотребности.
Прежде всего, человек ищет сферу, где
он мог бы быть эффективен. И это уже означает поиск. И такой поиск есть поиск неопределенного. Человек не знает, где его ждет успех. И
только в слабый, случайно возникший момент успеха преодоления в какой-то
области, направление человеком выбирается как «интересное».
Но предположим, что
путь и средство индивидом выбраны.
Что дальше? А вот
дальше начинается «работа над собой». И лучше всего описано это у спортивных
психологов и одновременно тренеров, заинтересованных в развитии своей среды –
учащихся в любой области спорта. В спортивную школу приходят дети или просто
взрослые желающие. Для нас представляют интерес взрослые люди, чье решение
самоактуализации, сознательно. Интересно, что в сфере боевого искусства
психология профессионального развития человека представлена достаточно ярко. Возможно
это так потому, что искусства Дальнего Востока изначально включали в технологии
единоборства психологические приемы и мысленный анализ (концентрация воли и
т.п.). Для борьбы за жизнь это было «смертельно» (или «жизненно»?) важно!
Итак, что видят и о чем говорят преподаватели
в области боевых искусств (БИ) (Александр и Сергей Ли) на сайте www.conten.ru. Мы цитируем отдельные взгляды, вовсе не
поддерживая ряд неверных выводов авторов и тренеров-психологов об
индивидуализме и энтропии (Александр), любви и принадлежности – правда эти темы
требуют своего большого обсуждения, не исключено, что мы позже обратимся к
критике их позиций.
Проблема в том, что
сфера борьбы и боевых искусств, сфера борьбы человека с человеком очень сильно
отличается от общей практики совместного развития человечества в разделении
труда и от целей развития личности ради пользы общества вместо господства над
ним. Индивидуальное боевое искусство есть средство личного выживания. Оно
строится на агрессии, концентрации и независимости. Оно отрицает и любовь и
принадлежность. Мы же говорим о нормальной активности человека в рамках
индивидуального разделения труда, в границах служения остальным и обществу в
целом. Тема служения, любви и принадлежности шире структуры семьи является
технологическим проявлением и основанием мотивирующего мотивированного разделения
труда – главного процесса развития человечества.
И это все, что мы
сейчас можем сказать, выступая против тезисов аннулирования норм принадлежности
и морали в работах упомянутых тренеров – вознесения любви, например, на высшую
ступень, но без ответственности перед близким и без
принадлежности. (Эта тема звучит у практикующего психолога Н. Козлова, а на
него тренеры опираются).
Итак, мы отобрали у
авторов в области технологий обучения БИ то, что
касается прямой общей логики самоактуализации.
Саморазвитие – это
управление собой и контроль над собой. Потому это и самоограничения – добровольные.
Но самоограничения включают уже волю. Если человек желает себя ограничивать, то
он учится собою управлять.
Сергей Ли:
«Любой успех (СЧ – изменения, полученные с помощью усилий) имеет в своей основе ограничения, добровольно наложенные на себя или на других. Другого способа нет. Тот, кто не способен ограничить себя в малом, никогда не может достичь великого».
Другое дело, речь идет
не о великом, а о простом самосовершенствовании. Итак, наш вывод на основе вывода
Сергея Ли: индивид учится ограничивать себя в малом, в
низших потребностях, он тратит свои обычные ресурсы на нестандартные цели. То
есть он учится (что делает, без мягкого знака – ошибка
словаря Word) ограничивать (что делать –
мягкий знак) себя в низших потребностях (естественно, в разумных пределах).
Слово Александру:
«Любая деятельность, будь-то искусство, психология, религиозно-философская система типа дзэн-буддизма или даосизма, а также тесно сопряженные с ними боевые искусства, предполагает развитие человека их практикующего. Серьезные занятия любой развивающей системой требуют достаточно большого количества времени, как правило, у большинства практикующих отсутствующего.
Во-вторых, любая развивающая деятельность автоматически отделяет практикующего от его ближайшего окружения, не разделяющее его увлечение.
В любом случае, человек серьезно чем-то увлекающийся может быть до конца понят только в среде единомышленников, а они, как правило, в обычных условиях составляют по сравнению с ближайшим и основным окружением меньшинство…»
И далее Александр
указывает на практическую дилемму, которую обязан решать каждый человек занимающийся саморазвитием, самоактуализацией,
самореализацией. Вот она:
«он (личность в самоактуализации или в развитии)
становится настолько отличающимся от своего окружения и традиционного уклада
жизни, что это приводит к практически непрекращающейся проблеме выбора – или
бросить все и всех ради любимого дела, или жить как «все», бросив заниматься
тем, что смысл этой жизни составляло».
Мы отмечаем в тексте
Александра неявное подтверждение того, что развитие даже одного человека в
целом означает мощное разделение труда (и личности-носителя). Оно отделяет
личность (на некоторое время освоения общественной значимости отделения) от
окружающих. Личность на время или в развитии, становлении действительно теряет
принадлежность, точнее, видимость принадлежности. Именно, сама личность
понимает связь с обществом, а общество еще не понимает. Более того, личность самоактуализирующая вынуждена частично ограничить себя в
социальных потребностях: любви и принадлежности, общении и даже уважении с стороны близких и старого традиционного окружения. И это
тяжкое преодоление среды и испытания, как для среды, так и для личности.
Итак, первое следствие
развитие рост индивидуальности и его особого поведения, которое требует
самозащиты от конформизма окружения, и защиты поведения даже в рамках семьи.
Самоактуализирующаяся личность уже в процессе развития или становления обязана
выдерживать сопротивление среды и нередко сопротивление собственных старых
привычек, стереотипов.
С другой стороны
развитие – это процесс поиска и самоанализа или рефлексии. Индивид
самостоятельно принимает решения о продолжении или изменении собственного
развития. И если он его продолжает то, это означает следующее:
Первое: в
самоактуализации (саморазвитии, самосовершенствовании, самореализации) индивид
непрерывно ведет поиск недостатков или слабых мест в себе или в своем
состоянии, в своем деле. Кроме того, препятствия и мешающие обстоятельства
возникают сами собой, они вызваны именно процессом собственного развития.
Второе: индивид в
процессе развития непрерывно преодолевает эти свои недостатки и слабые места или недочеты в выбранном деле,
он также преодолевает и сопротивление социальной (и природной) среды на пути
развития.
Мы пришли к
утверждениям о том, что в самоактуализации индивид занимается творчеством –
поиском неопределенности и преодолением такой неопределенности (во многих
случаях искать неопределенность нет необходимости – она в самом индивиде и в
среде, которая себя, таким образом, проявляет).
Что же произошло в
изложении данного раздела?
Мы с вами обсуждали
процесс становления личности в режиме самоактуализации или самовоспитания
(поиск или совершенствование лучшей активности у индивида) и обнаружили, что на
пути от потребности уважения и часто (не всегда) человек
вынужден заниматься творчеством. Самоактуализация отличается тем, что главным
объектом творчества изначально служит сам индивид. Но творчество, его
постоянная практика, как мы уже знаем, постепенно приводит к формированию
метапотребности, становится потребностью творчества, см.
[Четвертаков С. А., с. 233-250].
Отсюда следует, что
самоактуализация это выявленный Маслоу один из многих процессов, приводящих к
творчеству и к метапотребности на ее, творчестве, основе. Этот результат и
является основанием замены на верхнем уровне системы Маслоу потребностей
самоактуализации (самореализации) метапотребностями творчества.
20 декабря 2011
Четвертаков С. А.,
Реконструкция теории Маслоу. СПб, Алетейа, 2011. –
576 с.