Назад

Самоактуализация – это процесс созидания метапотребности и вид творчества

 

© С. А. Четвертаков, 2011

К постановке

Мы уже говорили, что в высшие потребности Абрахам Маслоу включает только то, что является в его представлении высшим и положительным проявлением человеческого духа. Однако, исследуя проявления «интереса» и склонностей человека после удовлетворения базовых потребностей (и уважения), мы видим в таких проявлениях вовсе не только идеальные и духовные состояния. Мы часто видим патологию и асоциальные. деструктивные влечения.

В результате проведенных работ мы установили, что обобщающим определением феномена всех высших позитивных, как и негативных потребностей или «метапотребностей» явилось понятие творчества. Обобщенное определение творчества – «поиск и преодоление неопределенности». Суть и нижний уровень физиологии этой потребности, потребности поиска и преодоления неопределенности в следующем. Творческие задачи, как состояния в нейрофизиологическом смысле мобилизуют все области центральной нервной системы и вызывают эндогенез нейроопиоидов. Именно «родные» опиоиды, в целом полезные для организма и даже укрепляющие иммунную систему человека, и оказываются  конечным подкреплением и неосознаваемой целью «интересов» (или собственно, потребностью) всех различных и в том числе патологических и асоциальных и не только духовных стремлений. Антиципация (предвосхищение) удовольствия от творчества и является собственно потребностным состоянием.

При построении новой системы Маслоу-3 мы заменили у глубокоуважаемого автора системы высшую потребность бытия (или метапотребность) – «самоактуализацию» или «самореализацию» метапотребностями творчества, имея в виду, что самоактуализация и самореализация являются небольшой частью процессов творчества. Последнее казалось простым и естественным. Однако, широкое использование этого термина в психологической практике, особенно в теориях развития личности, показало, что само определение самоактуализации требует логического и аналитического уточнения. Прежде всего, следует точно показать творческий характер этого процесса. Кроме того, сам феномен сложнее, чем просто творчество. Его начало не лежит в творчестве. И то, что мы положили равным, требует расшифровки и уточнения. Итак, самоактуализация как процесс превращения жизни на уровне базовых потребностей в творческую активность человека, в его «бытие». Этому и посвящен настоящий материал.

Входим в понятие «Самоактуализация»

Мы начинаем с анализа содержания слова «самоактуализация».

Маслоу назвал самоактуализацию – исполнением или реализацией собственной «самости», стремлением «соответствовать собственной природе». Понятно, автор имел в виду нечто положительное. И Маслоу, и многие его последователи оценивали самоактуализацию как потребность «максимального развития своих положительных возможностей и способностей». И опять же здесь критическим замечанием является то, что в исходном состоянии мы не видим причин для запуска, не видим состояния запуска.

Действительно, как должен выглядеть запрос личности по поводу самоактуализации к самому себе?

«Хочу соответствовать собственной природе?», «Хочу быть хорошим?», «Хочу максимально развить себя?».

Ответ наш должен быть таким – последние утверждения, если они звучат именно так, а так звучат они часто, но вовсе не всегда, есть расшифровка целей или средств достижения некоей известной потребности.

Читатель спросит: «Какой?» – Мы ответим: «Потребности уважения».

Действительно, если у нас есть все, включая ресурсы, и нас даже уважают (за ресурсы), и мы даже (нередко) можем не проявлять активность, именно тогда возникают вопросы о смысле жизни. Смысл жизни выходит на темы целей существования и экзистенциализм – тема бесконечная.

О смысле жизни

Но если чуть опроститься, смысл жизни включает и оценку собственного «места» в жизни среди других людей. Под местом жизни можно понимать и «статус». Но статус имеет отношение часто только к ресурсам, а не к активности. И, кстати, такое отношение чаще присутствует именно в США и развитых странах Запада: если ты состоятельный, если ты имущий, значит, ты и известен, значит, «состоялся». Окружающие, часто завистливые, не слишком обращают внимание на род занятий «состоятельного». Бездельничать или только путешествовать как чистый турист-потребитель (без цели научных исследований, без каких либо форм творчества) в недалеком прошлом, в отличие от нравов Голландии XVII века, было вполне нормальным состоянием. И мы знаем, что эти состояния (потребности новизны без творчества) вовсе не столь благостны. Они вызывают ощущение пустого и бессмысленного блеска жизни, новой тревоги и неуверенности от (собственной) пустоты (см. усталость Онегина), поиска новых сомнительных и разрушающих удовольствий, эпатажа – умышленно скандального, вызывающего, шокирующего поведения или выходок, имеющих целью привлечь к себе внимание. Глупый человек не имеет средств иным путем обратить на себя внимание.

Цели в жизни, ресурсы и интеллект

Если исследовать суть состояние поиска цели жизни у человека, то достаточно провести обследование людей, озабоченных этим вопросом, чтобы ответить: целью жизни, смыслом существования озабочены материально обеспеченные люди (базовые потребности, возможно, кроме уважения), не нашедшие себя в активности. Они не получают удовольствия от своей активности. Причины – отсутствие потребности активности – возможность безделья. Таково поколение дворян, живущих на выкупные платежи в 19 веке, см. «Вишневый сад» Чехова. Таковы всплески безделья и поисков смысла жизни элиты в других культурах, достигших своего пика и состояния баланса. Вообще-то ресурс, не повлекший для наследников (ресурса) необходимого трудового творческого воспитания, просто предназначен Господом Богом для его бессмысленной растраты. Так и второе поколение капиталистов часто теряет капитал.

Низкий интеллект в сочетании приличными ресурсами в текущем обществе не несет радости, если не сопровождается в жизни устойчивой активностью достижения определенных целей. А вот выбираемые, какие ни есть у носителя интеллекта, цели могут разными. Они могут быть созидательными в общественном или в личном плане. Они могут носить и символический характер. И мы отдельно поговорим о тех, других, третьих  в другом материале. Они могут быть и разрушительными сознательно (как патологическая ненависть к обществу или в его части) или по ошибке, например,  разрушительными по неверному пониманию значения средств (разрушительных) для достижения целей (созидательных). Таковы цели знаменитых уравнителей (напр. Ленин) или фундаменталистов (напр. Бен-Ладен и его спонсоры и последователи) В каком смысле это потребность мы увидим позже. И одной из выбранных целей у человека в таком состоянии собственного неуважения и одновременно начавшейся рефлексии является цель любого рода самосовершенствования, то есть обсуждаемая здесь самоактуализация.

Самоактуализация как она есть. От поиска уважения к поиску и преодолению себя и помех саморазвитию

В исходном такое решение индивида означает быть в чем-то отличным от остальных, делать нечто лучше, чем остальные. Несомненно, что никто из начинающих в сфере самоактуализации не планирует быть «как все». Быть «уникальным или в чем-то очень хорошим» предполагает «отличаться» или «отличаться тем, что уважает общество». Иногда под уважением понимается и «страх» (чтоб боялись!), но это в меру испорченности и уровня интеллекта его носителя. Итак, начало этой будущей (и мы скажем прямо, только формирующейся) потребности образуется часто не полно удовлетворенными потребностями уважения ( а иногда и ниже, любви, принадлежности и общения).

Если человек ставит своей целью быть совершенным в некоторой области, то в реальной жизни и в процессе исполнения цели он сталкивается с рядом социальных коллизий, которые должен преодолеть и вот здесь-то и кроется тайна формирования его будущей метапотребности.

Прежде всего, человек ищет сферу, где он мог бы быть эффективен. И это уже означает поиск. И такой поиск есть поиск неопределенного. Человек не знает, где его ждет успех. И только в слабый, случайно возникший момент успеха преодоления в какой-то области, направление человеком выбирается как «интересное».

Но предположим, что путь и средство индивидом выбраны.

Что дальше? А вот дальше начинается «работа над собой». И лучше всего описано это у спортивных психологов и одновременно тренеров, заинтересованных в развитии своей среды – учащихся в любой области спорта. В спортивную школу приходят дети или просто взрослые желающие. Для нас представляют интерес взрослые люди, чье решение самоактуализации, сознательно. Интересно, что в сфере боевого искусства психология профессионального развития человека представлена достаточно ярко. Возможно это так потому, что искусства Дальнего Востока изначально включали в технологии единоборства психологические приемы и мысленный анализ (концентрация воли и т.п.). Для борьбы за жизнь это было «смертельно» (или «жизненно»?) важно!

 Итак, что видят и о чем говорят преподаватели в области боевых искусств (БИ) (Александр и Сергей Ли) на сайте www.conten.ru. Мы цитируем отдельные взгляды, вовсе не поддерживая ряд неверных выводов авторов и тренеров-психологов об индивидуализме и энтропии (Александр), любви и принадлежности – правда эти темы требуют своего большого обсуждения, не исключено, что мы позже обратимся к критике их позиций.

Проблема в том, что сфера борьбы и боевых искусств, сфера борьбы человека с человеком очень сильно отличается от общей практики совместного развития человечества в разделении труда и от целей развития личности ради пользы общества вместо господства над ним. Индивидуальное боевое искусство есть средство личного выживания. Оно строится на агрессии, концентрации и независимости. Оно отрицает и любовь и принадлежность. Мы же говорим о нормальной активности человека в рамках индивидуального разделения труда, в границах служения остальным и обществу в целом. Тема служения, любви и принадлежности шире структуры семьи является технологическим проявлением и основанием мотивирующего мотивированного разделения труда – главного процесса развития человечества.

И это все, что мы сейчас можем сказать, выступая против тезисов аннулирования норм принадлежности и морали в работах упомянутых тренеров – вознесения любви, например, на высшую ступень, но без ответственности перед близким и без принадлежности. (Эта тема звучит у практикующего психолога Н. Козлова, а на него тренеры опираются).

Итак, мы отобрали у авторов в области технологий обучения БИ то, что касается прямой общей логики самоактуализации.

Саморазвитие – это управление собой и контроль над собой. Потому это и самоограничения – добровольные. Но самоограничения включают уже волю. Если человек желает себя ограничивать, то он учится собою управлять.

Сергей Ли:

«Любой успех (СЧ – изменения, полученные с помощью усилий) имеет в своей основе ограничения, добровольно наложенные на себя или на других. Другого способа нет.  Тот, кто не способен ограничить себя в малом, никогда не может достичь великого».

Другое дело, речь идет не о великом, а о простом самосовершенствовании. Итак, наш вывод на основе вывода Сергея Ли: индивид учится ограничивать себя в малом, в низших потребностях, он тратит свои обычные ресурсы на нестандартные цели. То есть он учится (что делает, без мягкого знака – ошибка словаря Word) ограничивать  (что делать – мягкий знак) себя в низших потребностях (естественно, в разумных пределах).

Слово Александру:

«Любая деятельность, будь-то искусство, психология, религиозно-философская система типа дзэн-буддизма или даосизма, а также тесно сопряженные с ними боевые искусства, предполагает развитие человека их практикующего. Серьезные занятия любой развивающей системой требуют достаточно большого количества времени, как правило, у большинства практикующих отсутствующего.

Во-вторых, любая развивающая деятельность автоматически отделяет практикующего от его ближайшего окружения, не разделяющее его увлечение.

В любом случае, человек серьезно чем-то увлекающийся может быть до конца понят только в среде единомышленников, а они, как правило, в обычных условиях составляют по сравнению с ближайшим и основным окружением меньшинство…»

И далее Александр указывает на практическую дилемму, которую обязан решать каждый человек занимающийся саморазвитием, самоактуализацией, самореализацией. Вот она:

«он (личность в самоактуализации или в развитии) становится настолько отличающимся от своего окружения и традиционного уклада жизни, что это приводит к практически непрекращающейся проблеме выбора – или бросить все и всех ради любимого дела, или жить как «все», бросив заниматься тем, что смысл этой жизни составляло».

Мы отмечаем в тексте Александра неявное подтверждение того, что развитие даже одного человека в целом означает мощное разделение труда (и личности-носителя). Оно отделяет личность (на некоторое время освоения общественной значимости отделения) от окружающих. Личность на время или в развитии, становлении действительно теряет принадлежность, точнее, видимость принадлежности. Именно, сама личность понимает связь с обществом, а общество еще не понимает. Более того, личность самоактуализирующая вынуждена частично ограничить себя в социальных потребностях: любви и принадлежности, общении и даже уважении с стороны близких и старого традиционного окружения. И это тяжкое преодоление среды и испытания, как для среды, так и для личности.

Итак, первое следствие развитие рост индивидуальности и его особого поведения, которое требует самозащиты от конформизма окружения, и защиты поведения даже в рамках семьи. Самоактуализирующаяся личность уже в процессе развития или становления обязана выдерживать сопротивление среды и нередко сопротивление собственных старых привычек, стереотипов.

С другой стороны развитие – это процесс поиска и самоанализа или рефлексии. Индивид самостоятельно принимает решения о продолжении или изменении собственного развития. И если он его продолжает то, это означает следующее:

Первое: в самоактуализации (саморазвитии, самосовершенствовании, самореализации) индивид непрерывно ведет поиск недостатков или слабых мест в себе или в своем состоянии, в своем деле. Кроме того, препятствия и мешающие обстоятельства возникают сами собой, они вызваны именно процессом собственного развития.

Второе: индивид в процессе развития непрерывно преодолевает эти свои недостатки  и слабые места или недочеты в выбранном деле, он также преодолевает и сопротивление социальной (и природной) среды на пути развития.

Мы пришли к утверждениям о том, что в самоактуализации индивид занимается творчеством – поиском неопределенности и преодолением такой неопределенности (во многих случаях искать неопределенность нет необходимости – она в самом индивиде и в среде, которая себя, таким образом, проявляет).

Что же произошло в изложении данного раздела?

Мы с вами обсуждали процесс становления личности в режиме самоактуализации или самовоспитания (поиск или совершенствование лучшей активности у индивида) и обнаружили, что на пути от потребности уважения и часто (не всегда) человек вынужден заниматься творчеством. Самоактуализация отличается тем, что главным объектом творчества изначально служит сам индивид. Но творчество, его постоянная практика, как мы уже знаем, постепенно приводит к формированию метапотребности, становится потребностью творчества, см. [Четвертаков С. А., с. 233-250].

Отсюда следует, что самоактуализация это выявленный Маслоу один из многих процессов, приводящих к творчеству и к метапотребности на ее, творчестве, основе. Этот результат и является основанием замены на верхнем уровне системы Маслоу потребностей самоактуализации (самореализации) метапотребностями творчества.

 

20 декабря 2011

 

Литература.

Четвертаков С. А., Реконструкция теории Маслоу. СПб, Алетейа, 2011. – 576 с.

 

Психология

 

Top.Mail.Ru
Hosted by uCoz