После первого материального понимания порядка построения семьи возникает некоторое отрезвление. Вторичное осмысление практики семейного дела ведет к беспокойству по поводу того, что семья и любовь серьезно нарушают однозначность в социальных потребностях – порядок в иерархии потребностей, см. рис. 1
Рис. 1. Потребности любви и принадлежности создают проблему «ЛП», а потребность общения и информационные коммуникации при удовлетворении всех остальных потребностей создают проблему «КОМ». Сокращения: ПБ – потребность в безопасности, ФП – физиологические, ПЛ – любви, ПП – принадлежности, ПЛП – любви и принадлежности, ПО – общения, ПУ – уважения, ПТ – творчества и метапотребности, ПС – совести.
Первая проблема – любовь и принадлежность для ребенка в момент его становления. Назовем тему «ЛП».
Вторая проблема – это равномерное распределение коммуникации – информационного общения по всей иерархии, как предшественник уважению, назовем тему именем «КОМ»
Проблема в том, что для ребенка любовь не является любовью в том смысле,
в котором мы понимаем взрослую любовь.
Ребенку, скорее, требуется любовь и ласка
(матери и родственников, семьи) для роста. А его проявление любви к
родителям вторично и, как правило, носит пассивный характер – у ребенка
нет ресурсов, которыми он мог бы помочь родителям.
Кроме того для младенчества характерны
сначала физиологические потребности, потом потребность безопасности 1
(первая депривация – начало дыхания при рождении – нет смысла рассматривать
депривацию с дыханием как страх), опасности проявляются чуть позже, когда
формируется модель мира.
Важно и еще одно обстоятельство. Ребенок не заботится о ресурсах. И его этому нужно учить. Наша безопасность 2 не носит врожденный характер – наши предки брали пищу с деревьев, а все остальное научились делать, начиная производством орудий труда и защиты.
Таким образом, принадлежность ребенка (на
основе любви в семье) формируется вместе с ростом в семье, но не
предполагает запасов, ибо ребенок на содержании семьи. Отсюда ПБ2
формируется у ребенка уже на основе усвоенной части принадлежности –
языка. И это видится как нарушение иерархии.
И потому логика иерархии Маслоу
построена не строго для развития ребенка, а для взрослого человека,
начинающего свою жизнь, когда он уходит из семьи.
Система Маслоу в полном объеме применяется в момент выхода юноши или
девушки из семьи.
Первый
варрант. Это в развитой культуре Европы (средний и высший слой)
всегда связано с уходом подростка в
колледж или в студенческий кампус, в прошлом - военную школу или церковный
университет или монастырь.
Текущей потребностью в запуске является ПБ2
– учеба. Вот в этот момент все потребности человека разворачиваются в
линейку: ПБ1, ФП, ПБ2. У молодых людей возможны и подработки на стороне
для улучшения жизни и оплаты учебы. Итак, при поломке ПБ2 ниже сразу
ощущаются ФП и ПБ1. В это же время и чуть позже возникают поиск пары
(ПЛП), а если нет, то своей принадлежности в кампаниях – и это только
потребность принадлежности, или одиночество – потребность общения.
Иерархия потребностей становится полна.
Есть и второй вариант – патриархальный деревенский. Семья
(род) женит сына или выдает замуж дочь прямо из семьи. Тогда та же схема
начинает работать в молодой семье, если только семья независима. Есть ПБ2
(и от нее вниз ФП и ПБ1), и далее ПЛП – жена и дети. Но существует и
информационное общение и сразу статусное деление по мощи хозяйств и значимости голоса
на мировых сельских сходах.
Третье. Если новая
семья остается внутри старой, то иерархия потребностей работает
для всех взрослых членов этой семьи.
Итак, почему мы игнорируем ПЛП у ребенка в детстве. Мы отменяем участие потребности ПЛП у малого ребенка в иерархии Маслоу потому, что любовь ребенка в семье не связана его поведением в БОЛЬШОЙ СИСТЕМЕ ВСЕИСТОРИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. Любимый ребенок в семье не имеет существенно значимого поведения (любви) ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ. Мы имеем в виду - не влияет дифференциация любви семей внутри общества, но предполагаем, что в среднем такая любовь имеется.
И второе. Принадлежность
ребенка в семье не испытывается им как потребности принадлежности
в том смысле, что он ее почти всегда имеет. Совсем иное у сына или дочери,
ушедших из семьи, у эмигранта в стране прибытия, у крестьянина, пришедшего
в город и у народа, вселенного или к которому вселяется другой народ. И
здесь место потребности любви и принадлежности указано точно – после ПБ2
потому, что все крупные такого рода события в жизни человека и общества
делаются не на голодный желудок, а голодный желудок отменяет не только
ПБ2, но и заботы о принадлежности.
Тема общения
и потребности общения – разные темы. Общение заложено в
биологическую потребность младенца как механизм восприятия будущего языка.
И это биологическая врожденная потребность. Но из
нее не вытекает существенное для общей модели потребностей поведение.
Поведение младенца в социальном смысле ничтожно. После
формирования речи и наличия семьи тема общения в семье снята и заменяется
темой принадлежности – освоения культуры. Но и принадлежность ребенком в
семье не ощущается как потребность. И выше мы уже об том сказали.
Второе. Общение
как потребность снова появляется при отрыве от семьи. И в
принципе о ней можно не говорить в мотивационном плане (и в иерархии
потребностей) потому, что, опять же, за
таким общением не следует существенное поведение человека в реальном
мире. Однако, за общением в аффилиации следует информационное
общение, важное при выявлении социальных дистанций, ресурсов и
ранжирования или статусного взаимоопределения.
Но информационное общение есть сугубо мотивационная деятельность,
обусловленная остальными потребностями. И
нам полагается в системе потребностей указывать потребность, а не
деятельность по ее удовлетворению. Тем не менее, без
информационного обмена между людьми – а это среда – не может возникнуть
уважение. И общение нам приходится записывать в Иерархию Маслоу не как
потребность, а как иной социальный процесс (не потребность), необходимый
для формирования уважения.
Во всех социальных системах мы могли бы
этого не указывать, но не сказав этого в России, мы нанесем ущерб именно
россиянам, которые не понимают, что для того, чтобы уважать друг друга,
они должны вылезти из своих нор и кухонь и научиться разговаривать друг с
другом по самым сложным вопросам своего бытия, которые они обычно пытаются
возложить на государство и чиновников.
Например, что означает сигнал власти
обществу, когда Президент разрушает самого крупного олигарха под
надуманными предлогами, которые применимы КО ВСЕМ буквально наследникам
постсоветской приватизации. Это особый ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ информационный сигнал
обществу, что государство важнее бизнеса и частной деятельности каждого из
членов общества.
Таким образом, ОБЩЕНИЕ (в данном случае власти и общества) сообщает СТАТУС и РАНГ отдельных сторон и акторов (участников). Без этого сигнала (а это и одновременно сигнал среды, вызывающий известную потребность ПБ1) дальнейшее развитие общество могло бы быть другим. Но общение как процесс не понимается в этом обществе (точнее государстве), как важный – отсюда возникает и господство запретов на проведение различных общественных акций со стороны властей. Получается, что общение как потребность вставлена нами, чтобы подчеркнуть, что стоящий за общением информационный свободный обмен совершенно необходим для общества, чтобы его ранговая система ГАРАНТИРОВАЛА МИР В ОБЩЕСТВЕ – 1) мир успокоенной империи, насколько империя умеет обходиться миром, или 2) мир успокоенного бизнес-сообщества и товарного взаимовыгодного обмена, где война просто исключается как действие, невыгодное во всех отношениях, или это 3) мир будущего мира культуры, мира, понимающего безусловный уход от войны к миру как социальную закономерность и всемирную пользу для мирового сообщества на все будущие времена.
В обществах, где общение не имеет
фактических ограничений (разве что ограничений и запретов на монополии и
идеологию монополий), эта вставка (общение) в теорию Маслоу может быть
изъята. Но всегда должно подразумеваться, что ВСЯ
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по удовлетворению базовых потребностей ниже
сопровождается информационной активностью, в ходе которой и
осуществляется ранжирование.
Третье. В настоящий момент тема общения подменяется виртуальным общением в Интернете. Так что она частично снимается в информационном смысле, но не снимается в смысле потребности общения – в Интернете сложнее с проявлением аффилиации, тепла, знаковых признаков. Скайпи приближает решение проблемы общения к совершенству. И это только указывает, что общение в Интернете ОБХОДИТ стороной запреты на общение в ряде социально неразвитых обществ.
2 ноября 2014