Автор сообщает о подготовке к изданию новой социологии, основанной на теории иерархии потребностей Маслоу-3 (Маслоу-Четвертаков) и на использовании ряда новейших открытий в нейрофизиологии.
К этому результату автор шел непроизвольно и постепенно, открывая связи психологии Маслоу с социологией и историей в ее материалистическом понимании. Иерархия потребностей оказывается порядковой (ординальной) шкалой уровней адаптации Человека. Эта шкала с учетом оценки достижения конкретных потребностей становится инструментом прогноза появления новых потребностей, а, следовательно, новых потенций мотивации и потому поведения. Обратное случается в случае снижения потребностей больших масс людей, а такое происходит по недомыслию расходования общественных ресурсов социальными элитами, увлеченными собственным творчеством. С падением уровня потребностей больших масс возрастает аномия, агрессия, начинается распад социальных структур и общества.
Известно, что всемирная история отражает материальные успехи (и недостатки) развития общества. С учетом наших новых знаний о потребностях оказываются объяснимы процессы становления, преобразования, упадка и реконструкции социальных организаций – иерархий труда. Такая расшифровка в прошлом, как и прогноз будущего, становятся возможными через сдвиги важнейших потребностей больших групп участников материальных событий – войн как захватов и растрат, демотивации труда при появлении монополий любых типов и, наоборот, созидательного труда, возможности обмена его результатами.
Потребности Маслоу в составе, развитом автором в модели Маслоу-3, позволяют охватить весь спектр исторических процессов от антропогенеза до современности. И на основе психологии становятся ясными такие структуры как общности, классы, статусы, все формы организации (причем, не только иерархического типа) и этнические процессы.
Кроме того, исследования высших (бытийных, экзистенциальных или мета) потребностей позволяют выявить среди них полезные и вредные компоненты социальных состояний и поведения. И что самое важное – в обществе обнаруживаются не только вредные формы поведения, но и целые институты (системы норм, ценностей и договоренностей – конвенций), несущие потенциальный вред. Опасность таких в наше время совершенно новых явлений заключается в том, что они развиваются медленней, чем жизнь среднего человека и потому не подвластны наблюдению на бытовом уровне, не замечаются рассудочным сознанием текущего поколения.
Они проявляют себя лишь динамически в социологическом и психологическом анализе, если наука обращает на это внимание без ссылок на то, что "большинство всегда право".
Часть современных процессов запущена недавно в связи с резким расширением материальных и других возможностей. Технический прогресс и «вера в него» условно освободили общество от ряда страхов и запретов, которые до того опирались на веру и традиции, часть из которых до сих пор несет рациональный смысл. А снятие вредных традиций сопровождается и «творческим нигилизмом» – отменой полезного. В результате свобода как произвол и снятие запретов ведет к разрушительным процессам. Уровень знаний вырос настолько, чтобы перестать верить в запреты, их идеальное основание. Но уровень психологических знаний даже в науке, не говоря об обществе, вырос не настолько, чтобы выявить и построить позитивные линии социального развития.
И еще раз! Опасность ряда новых процессов заключается в той особенности, что они негативно и исподволь изменяют ментальность общества очень медленно – в продолжение нескольких поколений. И общество, как, к сожалению, и социальная наука – современная социология, выступают как защитники (адепты), основатели признания всякого существующего стихийно возникшего положения как нормы, установленной «свободной волей». Всё, возникшее добровольно, признается позитивным. И это в наше время не вполне верно.
В чем же причина столь сложного положения?
Она в разрыве знаний психологии и социальных знаний. Последние в отрыве от психологии висят в воздухе, абсолютизируя достигнутую свободу воли. Человек в свободе и могуществе технического уровня (вплоть до ядерных технологий), не вполне знающий общие законы психологии и потому себя, способен делать ошибки с долговременными последствиями. В своей адаптации к среде он добился высокого уровня прямых процессов воздействия на среду, но не преуспел в восприятии и отражении закономерностей собственного психического мира (границ личного и социального развития).
Настоящая работа, следующая из иерархии потребностей Маслоу – исправленной и дополненной в виде теории Маслоу-3 (Четвертаков) – является, вероятно, одной из работ, направленных на устранение обнаруженных проблем.
Иерархия потребностей Маслоу-3 отражает практически весь спектр ведущих подсознательных (от эволюции) психических потребностных процессов Человека. Над потребностными циклами надстроена его культура и информация, приобретенная в антропогенезе и используемая через проявление воли (и сознание, мышление) в адаптации. Последние нередко в науке видятся лишь как осознанные цели или «целесообразность». Система Маслоу возвращает возможность видеть исторические и средовые (ресурсные) причины поведения, когда они рассеяны во множестве различных (целевых и конкретных) мотиваций. Ключ к обобщению мотиваций - потребности.
Но, более того, теория Маслоу способна указать то, что вне знаний психологии социологи не способны оценить как угрозу. Опасность свободы для Человека таится в особенностях отсутствия тормозных процессов творческих проявлений. И выход общества на новые рубежи – свободы – образует еще неосознанные Человеком проблемы.
Одна из проблем - ответственность. Знания дают безопасность и материальный комфорт, а потому и свободу. Последняя есть надстройка над культурой, результат культуры, ее поддержки в прошлом. Но это никак не абсолютная ценность, требующая признания без оснований потому, что основанием свободы является ее материальная база. Без материальных оснований для свободных людей существует лишь пропасть (Гильерме Фигейредо, «Лиса и виноград»).
А основания свободы все более проясняются. Это длинная цепь условий. Свобода требует заботы текущего поколения и потому лично каждого о сохранении и о передаче культуры следующему поколению (речи, производства ресурсов и информации). А в идеале труд означает развитие культуры. И для этого каждое поколение обязано заботиться о достаточном производстве ресурсов и, как следствие, о поддержании природы.
И из этого вытекают вполне определенные предложения социальной науки (как теоретического обобщения знаний и культуры) к обществу, религиям, политикам, образованию, рождению и воспитанию детей и потому ко всем социальным и культурным институтам, включая этику. Эти требования должны устанавливаться по критерию не возврата к насилию, не возврата к ряду смежных с ним его производных форм, существующих в животном мире (и передаваемых в нем тоже как своеобразная «культура» исключительно для потребления). С другой стороны, и обмен информации, и новые формы уважения, и правила передачи культуры подросту должны постулироваться и социально оформляться на основе знаний (об организациях, институтах, законах, этике) – знаний не вообще, а в обязательной программе средней школы.
И потому процесс создания новой информации и любого позитивного творчества, должен иметь своей дополнительной и самой эффективной границей новые потребностные и потому исключительно личные формы безопасности – совесть, которая оказывается связью, обратной к творчеству индивида. Совесть выступает самой эффективной и наименее затратной частью совокупных транзакционных издержек в обществе при обмене результатами труда.
Итак, имеется таблица иерархии потребностей Маслоу. Из этой таблицы в ряде эволюционных (репродукция и передача опыта) и исторических обстоятельств образуется система отношений. Все отношения в истории изначально бинарны. Далее они образуют группу более сложных социальных структур – производства ресурсов на основе разделения труда. Например, это организации в форме иерархий труда – производственных, государственных и др. Как следствие возникают и другие структуры, институты.
Тогда власть, стратификация и классы, виды собственности, изъятие прибавочного продукта, ограничения монополии и множество изменений, ведущих к росту свободы человека внутри этих систем, становятся явными, объяснимыми и, в конечном счете, понятными следствиями. И огромное расширение объема адаптации в обществе, если творчество большинства ограничено совестью, образует огромный потенциал устойчивости и одновременно роста.
При этом значительная часть новых вполне уважаемых социальных заблуждений и требований, практик и привычек, носящих ныне абсолютный характер или признанных вполне достойными только в силу их широкой распространенности и этикета, переходит в ранг, который можно определить как «платье голого короля». Общество снимает так популярные ныне черные, а иногда и розовые очки.
Новизна подхода заключается в возможности явного понимания социального прогресса всего Человечества через анализ исторического роста уровня социальных отношений. В этом для современников явный сигнал от предшествующих ушедших поколений о направлении социального прогресса, о необходимости останова текущих цинических оценок, вульгарного потребительства, погони за природными ресурсами в духе борьбы пассажиров (низших палуб) Титаника за лодки. Потому иерархии труда – преобразование их вида и даже функций в истории – образует ясный и имеющий реальные основания процесс трансформации адаптаций социальных структур от силовой конкуренции к мирному сотрудничеству и добровольному обмену результатами труда и услугами. Полное исключение насилия и принуждения оказывается насущной проблемой нашего общего Мира не только в прошлом, но и в нашем первом веке третьего тысячелетия.
Ядро новой теории составляет парадигма адаптации и система Маслоу в виде таблицы, на основе которой возникает система (бинарных) микроотношений, как это можно представить в таблице обычного футбольного турнира. Из ведущих типов отношений как кирпичиков возникают социальные организации (не обязательно иерархии), а значительно позже и в отражение – институты как идеальные типы поведения в виде конвенций, норм и правил. Ведущими оказываются те отношения, которые обеспечивают три функции жизни: безопасность, запасание и сбережение энергии и репродукция. Это соответственно 1) государство или реципрокная система решения общественных проблем на основе баланса различных общественных интересов, 2) материальное производство в группах и организациях и обмен и 3) семья.
Примечание. С идеей такой социологии знаком с 2014 го года один человек в России – Павел Валерьевич Усанов – директор и учредитель Института экономики и права имени Ф. фон Хайека в России.
Работа «Социология на базе психологии Маслоу-3» выйдет в первой своей версии в ближайшие месяцы. Ее основой являются две работы «Реконструкция теории Маслоу» (2011) и «Кувшин Маслоу – психология от страха боли до совести» (2016) (ссылка). В последнюю включены начала изложения нашей работы по антропогенезу и разработки темы творчества и совести с учетом результатов 2013-1016 гг. Качество изложения будет улучшено выходом второго издания. А тему антропогенеза, памяти и сознания планируется представить в работе «Кушин Маслоу – антропогенез от потребностей до сознания».