Назад

Выставлено 10 марта 2018

ШЕСТОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИИ

извлечение из второго издания книги "Кувшин Маслчет - психология от страха боли до совести" и новый комментарий автора

В первом издании, п. 3.15. было приведено наше общее определение понятия потребности. Оно включало пять позиций. Можно обобщенно перечислить эти пять вариантов, включая шестой новый, дополняющий весь перечень во втором издании. Номера разделов также даны по второму изданию. Мы постараемся это сделать коротко, а затем в таблице и комментарии покажем различия и дадим примеры:

при наличии врожденного и в отсутствии приобретенного опыта при воздействии среды потребность запускает врожденное рефлексивное или поисковое поведение (на стадии доязыкового развития), см. 2.10.;

в отсутствии и врожденного, и приобретенного опыта при уникальном воздействии среды и в случае новизны психика запускает врожденное ориентировочное оборонительное состояние. Такое состояние сопровождается замиранием вплоть до привыкания, (а позже или сразу) или вызывает поисковое (хаотическое) поведение для обнаружения полезного поведения, получения нового или чужого (наблюдением или на уровне языка) опыта, см. 2.2 и 2.4.;

в случае приобретенного опыта при воздействии среды (на стадии доязыкового развития) ассоциативно возникшая потребность в свою очередь ассоциативно запускает приобретенное поведение , см. 2.4.14., 2.5.1., 2.7.2.;

после устойчивого и регулярного удовлетворения потребности во врожденном или выученном поведении в момент начала действия предваряющего сигнала среды психика запускает на подсознании инстинктивный или приобретенный навык, опережая и минуя потребностное состояние. При волевом торможении такого навыка потребностное состояние будет многократно сильней, что и указывает на связь явления с адаптацией этого уровня, см. 2.8., 2.13.16.;

при наличии приобретенного опыта, включая и языковую универсальную модель Мира (Человека), при воздействии среды в сложных случаях и при возможности отложенной потребности появившаяся потребность запускает (волевое) сознание для обеспечения подготовки поведения. Такие операции сознания именуются мотивацией. Сознание оценивает собственную потребность, обеспечивает на основе языковой модели Мира мысленное проектирование поведения; далее сознание запускает снимающее поведение и осуществляет его контроль, см. 2.13.13.

при наличии приобретенного, но не достаточного опыта, включая и языковую универсальную модель Мира (Человека), появившаяся базовая потребность запускает волевые и осознанные поисковые действия вариативного тестирования вплоть до достижения адаптации. И это первый вариант сознательного и тестового поиска информации. Во втором варианте (научного или любого творческого поиска) при наличии приобретенного опыта удовольствий от любой активности периодически воспроизводится возникающая под воздействием третьей среды — психики, см. 3.11.6., 3.13.7. — личная или метапотребность познания и поиска информации. Она запускает (волевое) сознание для обеспечения тестирующих воздействий и/или направленных измерений среды и/или анализа накопленной информации для извлечения новой информации. Позже полученная информация может быть использована для удовлетворения разнообразных базовых или метапотребностей. Метачистая потребность познания обеспечивает четвертую функцию Жизни (только у Человека как материи познающей и универсально рефлексирующей — материи, исследующей материю), см. 3.11.12., 3.12.14. Аналогично на основе третьей среды запускается метабазовая потребность удовольствия, реализующая связанную с ней базовую потребность или их комплекс для удовлетворения последних «с удовольствием». Однако при удовлетворении метабазового комплекса полезной информации не производится, см. 3.11.6., 3.11.9., 3.11.11.

Этот довольно сложный комплекс стоит представить в следующий табличной форме.

Варианты потребностных (адаптивных) циклов Животных и Человека

Таблица

N / N
Врожден сигналы среды
Приобрет сигналы среды
Унив-я ММ всех сред
 Потребность
Универс-я ММ всех поведений  Врожден поведен в среде
Приобрет поведен в среде
Хаот-повед-е или поиск. на знании
Наименование варианта

1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 +


+

+


Врждн
2 +


+

+?

+ хаотичн
Хаотичн
3
+

+


+

Традиц
4
+




+

Навык
5

+
+
+



Потребность Человека
6

+
+



+ знания
Поиск информации

Ниже приводится комментарий и расшифровка наименования граф 1-9 таблицы:

1. Врожден сигналы среды (Врожденные сигналы среды, которые вызывают потребностные состояния).

2. Приобрет сигналы среды (Приобретенные в опыте сигналы среды, которые вызывают потребностные состояния).

3. Унив-я ММ всех сред (универсальная модель мира всех сред – для Человека). В этой модели каждый Человек или специалисты знают, какие сигналы среды важны для Человека).

4. Потребность (Потребность для Животных или для Человека – это непроизвольные состояния, которые испытывает Животное или Человек, начиная поведение или его поиск для снятия такого состояния).

5. Унив-я ММ всех поведений (Универсальная модель мира всех поведений в среде – для Человека). В этой модели каждый Человек или специалисты знают, какие поведения позволяют снять возникшие ситуации адаптации к среде.

6. Врожден повед в среде (Врожденное поведение в среде).

7. Приобрет повед-е в среде (Приобретенные поведения в среде).

8. Хаот пов-е или поиск. на знании (Хаотическое поведение в среде у Животных или Человека или поиск на знании  - только у Человека).

Имя варианта (Наименование позиции (варианта) проявления потребности.

Варианты наименований графы 9 уточнены и расшифрованы в следующем списке:

1. Врожденный адаптивный цикл. Обычно он полностью сформирован Эволюцией и у современных Животных отражен в адаптациях самого раннего возраста от рождения. Однако среди таких вариантов имеются и широко известные – это ориентировочно–оборонительный рефлекс с замиранием.

2. Хаотический поисковый адаптивный цикл. Характеризует отсутствие какого-либо механизма врожденного поведения и относится к критическим ситуациям выживания. Сам хаотический поисковый  механизм можно было бы именовать врожденным, если бы в нем были выявлены какие-либо закономерности. Таково поведение Животного и Человека в случае боли и стресса.

3. Традиционное понимание потребности или адаптации (обычно для Животных и биологических потребностей Человека).

4. Наык или автоматизм – описан в 2.8. и в 2.13.18. Потребность не успевает появиться в связи с запуском навыка по сигналу  - это и есть традиционный условный рефлекс.

5. Потребностное состояние Человека. Всегда опирается на культурный опыт при запуске и при исполнении, то есть все признаки и сигналы появления потребности, как и все пути их разрешения (адаптации) Человеку известны в его модели мира – как в модели мира по свойствам среды (всех трех сред: тела, внешней среды и среды чистого творчества, интересов, зависимостей, аддикций и влечений), так и в модели мира по формам полезного поведения.

6. Информационный поиск Человека или чистое творчество как адаптивный (потребностный) процесс. Он запускается под действием предвкушения удовольствия постановки и поиска задач, а гарантий обнаружения информации не имеет. Многие процесс уровня 5 имеют фрагменты творческого решения уровня 6.

Таким образом, уровень шесть является новым элементом адаптации, который соответствует четвертой задаче Жизни Человека, см. сайт (четвертый уровень жизни).

В чем значение данного определения? Как предполагает автор, настоящее определение потребности включает в себя все варианты адаптации организма Живтных и Человека на уровне восприятия и поведения:

̶ самые сложные начальные формы 2 (у Животных, ребенка и Человека в панике) и 6 (исследовательского поведения у Человека при намеренном поиске информации или случайном открытии при намеренном исследовании среды);

̶ переходные - адаптивные с использованием потребностей и обучением. - 3 (Животных) и 5 (Человека в мотивации) и

̶ самые простые созданные Эволюцией -1 (рефлекс или инстинкт)  или тщательным обучением без препятствий среды - 4 (навык и автоматизм).

Назад

  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика