Назад

Кувшин Маслоу – психология от страха боли до совести. Наши проблемы кроются в психологии и культуре их удовлетворения

Здравствуй, мой читатель

Я представляю тебе свою книгу «Кувшин Маслоу – психология от страха боли до совести» - Екатеринбург, Издательские решения, 2016, - 628 с.

Обложка

Это книга о теории иерархии потребностей. Ее автор Абрахам Маслоу (1908-1970).

Для кого эта книга и все ли мы понимаем без обращения к себе?

Книга эта для рядового читателя со средним образованием. С оговоркой – ряд положений новы и важны для профессиональных психологов. Новых решений и гипотез немало. Однако, все они даны таким образом, чтобы их мог понять и оценить читатель, который только знакомится с психологией. Но первый вопрос читателя – а зачем нам нужна психология?

Зачем нам нужна психология

Ответ сначала простой. Нам важно понимать себя и других – хотя бы в самых общих чертах.

Второе и шире, важнее. Из психологии следует понимание всего Мира. Иногда, кстати, нам говорят: "Чтобы жизнь стала лучше, начните с себя". Так говорит и Вера. Но как связаны свойства человека, наши свойства – достоинства и недостатки – с нашим миром? Какими нам нужно быть? Что мы должны в жизни решать? Это вопрос!

И вероятно, многие, не задумываясь, считают, что каждый знает «в самых общих чертах» текущую Жизнь и Мир в достаточной степени. А под своим знанием понимают то, что является окружающей практикой.

И полезно сказать - не обольщайтесь! Многое, что мы считаем нормой, может включать и ошибки.  И греки были уверены, что раб - "говорящее животное", и в Европе сжигали еретиков и убивали черных кошек. И Ян Гус воскликнул "О святая простота!" старушке, которая подкладывала ветки в его костер. И в нашем текущем мире, как можно предполагать, не все в порядке. Но это скажется лишь позже, а сейчас видится "нормальным" и "общепринятым".

Примерно так жили ваши родители до тех пор, пока ИХ порядок жизни и труда – Советский Союз – не довел себя и население до состояния продовольственных карточек в мирное время. Я только что услышал наивный вопрос молодого человека: "А что плохого в карточках? - они против спекуляции и жадности". Цепочки причин и следствий новым поколениям просто не представить. Они не мыслят цепью, они мыслят поступком. Так их учит теревизор и его сюжеты, фильмы. А ответ известен тем, кто пережил такое время. Ведь для того, чтобы распределять поровну продукты, их требуется собрать у тех, кто их производит - работников и организаций. Их требуется собрать под одну "крышу" - это означает нарушить интересы тех. кто производит продукты на продажу по свободной цене. И это означает приказную экономику (или экономику катастрофы и спасения). Такая экономика приемлема для производителей лишь на короткий момент. Долго работать хорошо и добровольно и на чужих приказных условиях, без надежд на улучшение жизни, человек не может. Если его заставить силой, то он работает формально - это и есть рабство (принуждение угрозой силы - страхом боли - низшей потребностью). И именно в сельском хозяйстве труд без мотивации приносит лишь убытки. Так случилось в сельском хозяйстве СССР после коллективизации.

СССР
И кстати, такой феномен – это редчайшая особенность систем тоталитарных, так за семьдесят лет погибла III Династия Ура (Шумер, 2100 лет до н. э.) – система с централизованным сельским хозяйством.
Третья династия Ура

Голод в Северной Корее тоже снимается исключительно гуманитарными поставками продовольствия из других развитых стран в обмен на отказ от ведения ядерной программы.

Сев Корея
Так что в СССР, всего четверть века назад, жители оказались по причине фантазий мечтателей, не знавших законов психики и желавших изменить и осчастливить Мир силой (Маркс, Ленин и Всемирная революция), всего лишь на уровне низших потребностей.

И уже есть по крайней мере одна теория, которая дает ответ – почему и конкретней! Это теория Маслоу! Она разъясняет основную ошибку Маркса в части эксплуатации.

Текущий момент и его изъяны

Вот и сейчас! Если вдуматься, начальство постоянно ищет врагов, на кого возложить вечные проблемы и трудности нашего общества – на дураков, воровство – их наличие – и на дороги, в смысле, их отсутствие. И главное, многие на телевидении нас убеждают, что виноваты в этом не мы сами, а кто-то другой, возражавший нашим благим советам – в режиме вечных угроз. А угрозы НАМ приписываются всегда врагам.

Хотя нередко начинали пожар мы сами. Так случилось в 1917 году. Слышал ли кто-нибудь из читателей такую фразу из песенки «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем» ? Это Блок, но он лишь поэтическое "зеркало" революции. А ведь раздували не пожар, а гражданские войны во всем мире (III Интернационал).
С этого начинал наш основатель – Владимир Ильич Ленин. Как?

Просто! Превратить войну империалистическую в гражданскую. И даже получил на эту гражданскую войну германские деньги как некоммерческая организация РСДРП)(б). Вот так простенько! И что теперь обвинять Запад, который устраивает Майдан, а чиновников сажают к мусорный ящик. А ведь большевики не в ящик своих противников сажали, а брали тысячи списками и списками расстреливали.

Есть разница? Есть над чем подумать в нашей общей жизни и на будущее? Есть! В нашем современном обществе и после 1991 года не все в порядке.

Вот очень простые примеры!

Первое! Ведь у нас Санкт-Петербург находится в окружении Ленинградской области.

СПб

Второе. У нас долго время разрушали храмы. Теперь их заново строят. И одновременно самый главный атеист (без его спроса и без воли его жены) лежит на Главной Красной площади в каменной пирамиде как мумия Египетская и туда водят на осмотр современных пионеров. Атеизм и вера сплелись в одно целое.

Ленин

Третий пример. У нас Гробница Александра Невского стоит не на месте с прахом, - в Лавре, а в Концертном зале Зимнего дворца, в Эрмитаже – в Концертном зале!.

Гробница

И оправдания директора, Бориса Пиотровского, что в Концертном зале не было концертов – не оправдание. Были полковые гвардейские застолья.

Полк

А ведь взятое без спроса, тем более, у РПЦ, пострадавшей как и все общество, полагается отдавать. И указания на угрозы ценному не пригодны. Полностью охранять или помогать охранять национальные или культурные сокровища должно государство, в чьем бы ведении они не находились.

К чему  эти разговоры? Они к тому, что в нашей жизни несуразица есть проявление очень низкой культуры жизни, отражение непонимания логики и смысла. В этом что-то от стада, бредущего "без разумения". И добро бы это касалось. только архитектуры, топонимики или гробниц...В разнобое пребывают важнейшие стороны нашей жизни - здоровье, образование, семья, хозяйство, уважение, право, суды и многое другое. Во всем этом есть непорядок, но и нет возможности понять, как надо. А в реальности ответы лежат глубже, чем просто мнение или желание конкретного чиновника. Они лежат в понимании психологии человека и жизненных задач, которые ставит перед собой нормальный здоровый человек.

Психология и ее связь с миром и обществом

Вот перед нами психология Маслоу-2 (вторая версия автора 1970-го года) – простенький треугольник или пирамидка, на которую уже никто не обращает внимания в Интернете, так хорошо она известна.

М-2

Но мало, кто знает, что теория Маслоу дает ответы на многие вопросы по поводу трудовой, политической, экономической, ментальной культуры, как и четкие выводы по поводу культуры межнациональных отношений. Правда, это касается уже обновленной, полностью интерпретированной и уточненной теория Маслоу-3 (С. А. Четвертаков, 2011-2015). Это не просто ответы – это выводы на основе логики жизни человека. Они имеют силу правил, при которых человек может жить нормально, если того желает. Для читателя, неутомленного этой темой, интересно будет узнать, что снизу – от биологических потребностей – и до уважения теория Маслоу (и сам автор теории об этом не знал до исследования) полностью повторяет Заповеди Моисеевы с 4-й по 10-ю, кроме темы Бога (1-3), ссылка.

И теория Маслоу позволяет показать, что люди, в массе нарушающие такие правила, возвращают себя рано или поздно к нищете и к продовольственным карточкам, если по ним, конечно, что-то кто-то еще способен дать или как говорят "отоварить" (запоминайте на всякий случай).

Почему? Потому, что теория Маслоу – это теория мотивации. А что такое мотивация или желание хорошо работать, просвещенный читатель уже знает, хотя бы покупая импортные товары длительного пользования.

Итак, психология – начало ответов на эти вопросы.

Цель разработки – показать объяснимую связь психического со следствиями в социальном и в истории

Какую цель ставил автор перед собой в общении с рядовым читателем?

Автор уже длительное время занимается этой теорией и излагает свои результаты последних лет. Но и не только. Теория Маслоу связана и с другими науками – социологией, историей, антропогенезом. Это окно или ключ к широкому, более точному пониманию Мира.

Я хотел бы провести своего читателя по ряду наук (а не верований) от появления в Эволюции психики высших Животных и Человека через развитие психики, потребностей и до культуры их удовлетворения. И это только начало. Нам очень важно ощутить возможность объяснения и понимания нашего бытия и нужд, правильный выбор форм их удовлетворения. И нужды строятся от страха боли и голода до высших проявления Человеческого духа – Уважения, Творчества и Совести. Система Маслоу раз и навсегда объясняет, что означает выбор, когда тебе что-то требуется, между убийством, грабежом, кражей, ложью и другими более безопасными средствами удовлетворения потребностей. Она объясняет, почему все перечисленное обязательно станет опасным и для тебя самого.


М-3

И это только начало – на моем сайте вас ждут списком некоторые приложения теории Маслоу к самым сложным проблемам 20-го века и века 21-го. И для России многие важнее, чем для других стран.

Что это за приложения? Это история появления земледелия и государств, это история развития империй, их расцвета и закономерной их гибели, это представление причин гибели не только государств определенного типа, но и даже исчезновения многих народов. Теория Маслоу объясняет, в чем проявляется деградация (естественно, временная) общества. Ведь это не утрата какой-то непонятной пассионарности по Гумилеву – Это не что иное, как коррупция ее общественной структуры – государства. Однако такое разрушение начинается на уровне сдвигов психологии или ментальности участников социальных структур - и не просто ментальности самой по себе, а под влиянием особых воздействий внешней среды. Короче, всякая коррупция имеет внешние к своему результату причины (и непонимание согражданами или подданными и чиновниками средств реагирования на них, а психика участников закономерно и взаимно изменяет формы своего приспособления и реагирования участников внутри социальных структур).

Сложно? Нет не сложно! Вот всем этим признакам, но главное, причинам их появления дает ответ система Маслоу! Слышали ли вы такое выражение как «личная преданность» или «я тебе – ты мне»? Это первые признаки будущей коррупции. Задумывался ли читатель, когда-нибудь, почему такие изменения в социальных отношениях происходят? А система Маслоу дает ответ на них! Причина в том, что в социальной структуре с древнейших времен нет внутренних механизмов структурной адаптации к воздействиям или к изменениям внешней среды. Естественно отвечает не сама система Маслоу – она лишь инструмент объяснения происходящих процессов. Но она же и линза, бинокль или микроскоп, которые нужны для видения социальных процессов под углом (или в лучах) анализа психики (потребностей) участников.

Буквально на днях (5-6 мая 2016) на канале РБК в программе Левченко «Реформа государства: быть или не быть» Владимир Мау и Сергей Зуев обсуждают возможности реформ и не только эффективных процедур типа выдачи паспортов, но само проведение сложных реформ, в которых сразу должно быть задействовано несколько ведомств. И участники верно отмечают: «В таких реформах у чиновников нет мотивации». Это и есть тайна катастроф империй. Это и отражено еще более двух тысяч лет назад в отрицании реформ устами Конфуция. В момент изменения внешней среды, условий существования старые структуры оказывается невозможно перестроить. И в моей работе 1977 года  «Разделение труда и перспективы коммунизма» (Самиздат) это прямо звучало в Главе 7 "Итоги развития СССР", раздел 7.3. «Дрейф корабля с заклинившим рулем».

А система, которая не способна себя изменять при колебаниях внешней среды определяется как не адаптивная, жесткая (ригидная) – и она просто разрушается. То же самое происходит и с социальной системой. Общество страдает, а его государство падает в катастрофе – само, силами извне или изнутри, причем, как показывает опыт Китая или Европы Меровингов и Каролингов, вовсе не обязательно во взрыве снизу.

И полезно узнать, что весь цивилизованный мир, знает, как решать эту проблему – это знает и Москва, см. например, известные инструменты.

Но попытки реформ государственного аппарата в начале 21-го века в России закончились первыми (полезными, конечно) успехами лишь в одном хорошо известном результате. Речь об оформлении заграничных паспортов для выезда на отдых за рубеж. Развитие темы электронного правительства и обслуживания граждан не решает основных проблем общества и государства потому, что эти основные проблемы не затрагиваются в реформах вовсе.

Почему автор это знает? – Потому, что он специалист именно в этих вопросах – реинжиниринге, то есть, реконструкции, процессов в бизнесе и в государственном аппарате – раньше это именовалось научной организацией труда.

Короче, от психологии Маслоу возникает наш путь к пониманию Мира и Города и точнее – к развитию общества с древнейших времен до наших дней – то есть к социологии, к всемирной истории – её основных вех, в которых четко определяется и текущее место нашей России, и следующих шагов ее развития для превращения в современное общество.

И труд освоения всего вместе не так уж долог, но может быть уложен внутри старших классов среднего образования, если такой материал соединить и кратко представить. И думаю, теперь это только вопрос времени и сил, ну и отсутствия явных помех, которых могут иметь свои понятные причины.

А теперь о составе этой работы

Часть 1. Эволюция. Адаптация. Информация

Ключевым понятием для науки — психологии — является представление о потребности. Так должно быть для усвоения идей принципа и теории Маслоу.

В науке нет определений потребности для высших форм поведения Человека (кроме, естественно того, что сказал Маслоу и – и это пришлось сделать здесь. А для этого потребовалось уточнить понятие Психики, которое тоже не определено в самой Психология полно. И еще больше! А для определения, что такое психология – пришлось разбираться с определением Жизни, где тоже не все в порядке. Это (определение признаков Жизни) требуется сделать, чтобы не искать душу у инфузорий, червей, растений и грибов. Позже выясняется, что и отдельные особи псевдосоциальных колоний насекомых (ульев и муравейников) тоже не удовлетворяют требованиям психики. В этом случае роль групповой адаптации (и это уже не психика отдельного организма) играет сложившийся в эволюции симбиоз колонии в целом, а части или организмы - есть роботы или автоматы, настроенные на частичную (врожденную) специализацию ряда (не всех) функций Живого. И ключом – нитью объединения рассматриваемых выше понятий - стало представление об Адаптации систем по модели Норберта Винера.

Винера

Из темы Психики и ее связи с Адаптацией вытекает и представление об Информации, которое понимается недостаточно точно в науке со времен Винера и Шеннона. И все это сделано в первой части. И это важно для профессионалов – и им, возможно важнее, чем рядовым читателям.

Нам пришлось расставить новые понятия в следующем порядке: Эволюция, Жизнь или Живое и три её определяющие функции (гомеостаз, безопасность и размножение), Адаптация, Психика и только потом Потребность и Информация. Последняя образуется как средство удовлетворения потребности в памяти, когда она обнаружена Животным. А обнаруживается информация как нечто важное именно в первой адаптации. Это означает, что животное самостоятельно или от соседей по стае извлекает информацию (как важное для Жизни) из среды. Потому теория иерархии потребностей — это единственная психологическая конструкция, которая полностью опирается на принцип приспособления Живого к среде. Теория функциональных систем (ТФС) П. К. Анохина, построенная на теории Винера (при споре за приоритет) была частью развития психологии в СССР, но почему-то как теория не получила полного развития в духе Маслоу – возможно, виду "неправильного" гражданства чужой теории – теории Маслоу. Но это уже в 60-70-х годах прошлого века. Но следует помнить, что Петр Кузьмич Анохин и его теория попали под жестокий пресс преследования кибернетики Винера в советской науке в момент начала Холодной войны и в кампании "борьбы с низкопоклонством". Так что тормозящую роль государства как самого большого "ученого" в жизни СССР никак нельзя снимать со счетов в прошлом, и есть основания предполагать, что такая роль возрождается и в настоящее время.

Часть 2. Потребность. Язык. Мотивация. Навык.

Для понимания важнейших явлений в общей психологии автор решился на особый прием – читателю предлагается собрать или сконструировать адаптивную машину, которая сама себя будет заряжать энергией в природе, включая ее поиск, и сама будет себя охранять, хотя бы избегать опасностей. Этого (выполнения двух первых функций Живого) оказалось вполне достаточно, чтобы ясно и просто понять, какими свойствами и функциями должна обладать и обладает психика высших Животных.

Психика есть система управления адаптацией нашего Организма через ощущения и поведение. Здесь же вводятся все понятия и представления о памяти, ее записи и считывании в поведении Животных. Память Животного и маленького ребенка образует их (ассоциативную) модель Мира Животных.

Кроме того, в этой части дается критическая оценка роли эмоций, которые ныне (ошибочно) рассматриваются в психологии, как нечто более важное, чем потребности. Подлинная роль эмоций как растрата энергии имеет основание в эволюции только при понимании их информационной роли как языка общения - эффективной передачи информации для сохранения вида. Эмоция оказывается внутривидовым средством взаимного обмена информацией. Отмечена особенность этого языка Животных:. Язык эмоций – это единство знака и смысла (врожденное или еще только приобретенное) при точном отражении любой фазы потребностного цикла, начиная с самой потребности вплоть до состояния полной невозможности удовлетворения потребности (эмоции беспомощности).

Антропогенез или появление психики Человека – его Сознания и Мышления.

В отдельном разделе 2.13. "О появлении Человека и его отличии" на основе теории Маслоу развивается гипотеза антропогенеза – появления орудий труда. Это момент преобразование психических процессов Высшего Животного в новые вынужденные волевые действия Человека в сознании по управлению памятью.

Далее сравниваются эмоциональный язык Животных, привязанный к текущей потребности, и смысловой язык Человека, который рождается в условиях отрыва смысла поведения от завершения (снятия) потребности.

В работе указана причина и момент появления нового языка Человека. Язык Человека образует абстрактную модель Мира Человека. Это НОВАЯ модель отлична тем, что описывает внешний (и позже внутренний) Мир Человека сам по себе в отрыве от текущего психического потребностного состояния Человека. И потому это абстрактная модель. Она универсальна, пригодна для всех потребностей одного Человека и, шире, для всех потребностей людей, знающих язык.

А далее возникают новые открытия для всех нас.

У животного господствует ассоциативная память. Она привязана и к 1) запуску (от сигналов среды и тела) и отдельно к 2) средствам и предметам удовлетворения каждой потребности. Это на схеме эллипсы 1 и 2. Они - каждый эллипс - включают и само текущее потребностное состояние. В старой психологии их часто понимают как классический рефлекс Павлова и оперантный рефлекс Скиннера.

Ассоциация

У человека модель мира тоже ассоциативна – это ассоциативные связи каждого знака-слова со своим смыслом. И второе, это связи между смыслами (например: кукла – игрушка – вещь или кукла - руки - ноги - голова и пр.). Но каждая ассоциативная связь языка между смыслами в языке Человека универсальна и описывает внешний мир, а не служит прямо нашим потребностям.

Это хорошо видно из представленной таблицы. Каждое слово есть абстракция, пригодная для разных ситуаций. Так и в алгебре мы по необходимости в формулу подставим количественное значение в нашей текущей ситуации.

Язык

Кроме того, каждый наш смысл (или понятие) имеет определение или объяснение через состав и свойства, характеристики или требует такого определения .

Отсюда и проблема, возникающая у Человека и требующая новых функций психики. Привязка универсальной модели мира Человека к конкретной его нужде требует иных действия психики. Это иное и оказывается Волей управления памятью через сознание и мышление. (У животных воля существует, но используется чрезвычайно редко в случае возможности или необходимости выбора – на подсознании) А сам процесс использования смысловой модели Мира именуется мотивацией.


Мотив

И для выемки информации из универсальной модели Человека и использования ее в конкретных целях и потребности в новой психике Человека выделяется особое место для дополнительной памяти – это префронтальная область коры головного мозга (работы Голдман-Ракич и др. 1990-е годы). Такая область у Человека резко расширена в сравнении с той же областью у высших Животных. Возможно, этот вывод - вывод о связи старой ассоциативной модели и о ее использовании в новой модели Мира Человека с помощью новых волевых операций - важнейший в настоящей работе.

Рассмотрены навыки и замещения потребностей и у Животных, и у Человека. Навык дает возможность показать феномен ощущения «отсутствия потребностей в системе Маслоу». То, что мы делаем автоматически, исключает работу сознания и делается инстинктивно, в этом экономия новых психических усилий и перевод выученных операций на низший уровень психики подсознания. Такой перевод обычно опережает появление и ощущение потребности. Потому человек перестает ощущать потребности, которые он рутинно удовлетворяет, слегка опережая. Это и означает представление Маслоу об «условно постоянном удовлетворении потребностей определенных уровней». То, что мы делаем, опережая потребность, мы обычно не ощущаем как потребность – эта ошибка влияет не только на рядового человека, но и на саму психологию, на представления в науке о значении потребностей в жизни Человека.

А именно, потребностями на высших уровнях в науке часто пренебрегают – их не видят, их в массе заменяют эмоциями, а нередко и целями. Последний вариант означает, что исследователь или аналитик осознает у Человека – объекта исследования – лишь процесс "мотивации".

И все это необходимо для понимания сути теории Маслоу.

Часть 3. Теория Маслоу-3. От страха боли до совести.

А остальное — это теория иерархии. Она изложена, интерпретирована, откорректирована и дополнена автором этой книги под именем модели Маслоу-3 (2011—2015).

Кувшин

Главное внимание – порядок перехода и аргументы порядка. Наибольшее внимание в изложении уделено трем совершенно новым потребностям —

1) потребности любви и принадлежности,

2) творчеству как теме развития высших личных или мета потребностей, и

3) совести (самоуважению) как надстройки над творчеством, что доказывается в этой работе и является абсолютно новым результатом.

Результаты работы завершают Часть 3 в виде структуры иерархии потребностей, нового определения потребности и обобщенного понятия среды, вызывающей потребности..

Обсуждается вероятность переходов и значение аксиом перехода как явлений, отражающих вероятностную обусловленность появления новых потребностей при условии удовлетворения предшествующих.

Утверждается (и показано на сайте в 2003-4 гг. и в книге 2011 года "Реконструкция теории Маслоу"), что эта теория оказывается общей теорией психологии Человека. Иерархия потребностей способна стать базой для изложения всех остальных психологических теорий. Остальные – просто надстраиваются над нею и находят свое место. Ряд других теорий, например, Роттера, обобщают и просто выхолащивают практическую суть системы Маслоу, не давая никакой новой информации.

Суть замены термина «пирамида» на представление о «кувшине» заключается в том, что взрыв полезного или, наоборот, чрезвычайно опасного для общества творчества, как и возможно (много реже – пока) совести, появляется у человека только после счастливого усвоения индивидом уважения от мира (реального или в символической или замещающей форме).

Это же подтверждается наблюдением, что творчество присуще, прежде всего, детям, если им не навязаны ценности потребительства и роскоши (зависть). Отсюда и воспоминания об СССР – эпохи, идеологически пригодной для творчества, если бы речь шла о формальном уважении друг друга, но снимающей творчество немедленно в режиме «планирования» и требования «согласования» творчества высочайшей (планирующей и координирующей) волей.

Ниже дан ряд ссылок на элементы работы

Выходные данные, предисловие работы, ее полное оглавление работы даются по указанным в этом предложении ссылкам на моем сайте.

"Ну и что," – спросит читатель, – "какое отношение имеет это к самообразованию?"

Аксиомы Маслоу. Свобода воли и их соблюдение - нарушение

Отправляясь от психологии Маслоу-3, которая позволяет строить отношения между средними и типовыми людьми в обществе на основе аксиом иерархии потребностей, возможно создать новую теорию социологии. И такая теория будет иметь верифицируемые (проверяемые) основания (вероятности более 0,5, а в реальности не менее 0,66 - 0,7 - для ведущих социальных процессов.

Нередко люди и даже исследователи, незнакомые с теорией вероятности, ссылаются на право человека нарушить порядок своих потребностей. Сразу скажем, что именно вероятностный характер (результат Эволюции и сложности явления) оказывается инструментом адаптации еще Животного, не говоря о Человеке. Да! Человек. может уйти из жизни, но никогда народ или общество. Отсюда вытекает и жизнь под гнетом многих народов в прошлом, а нередко и в настоящем. И это объясняется именно теорией Маслоу.

Однако иерархия потребностей может быть нарушена и нарушаться некоторое время и в массовом порядке. В социологии Маслоу, в отличие от всех предшествующих и умозрительных теорий, уже обнаружены важные исключения (нарушения теории). Такие нарушения не сложней, чем искусственно выученные условные рефлексы Ивана Павлова (математика по первому образованию) у животных. Такие рефлексы выучены искусственно или при направленном подкреплении (кормлении, точнее обучении в адаптации). Общество может нарушать свои естественные законы именно в этом смысле. Но тайна таких нарушений вполне очевидна и носит материальный характер.

А именно, всякие нарушения законов психологии людей в массе требуют существенных дополнительных ресурсов. Так и в цирке тигра можно научить кувыркаться на время, пока у дрессировщика есть мясо. Вот только тигра, какой бы могучий и умный он ни был, нельзя научить производить мясо для своего прокорма, например, пасти скот и так, чтобы скот давал приплод и стадо росло или хотя бы сохранялось. Другими словами, свободным ресурсом, например, предоставляемой пищей, можно заставить человека делать то, что нарушает его иерархию потребностей, вызвать замещение его потребностей. Однако, в таком замещении человек НЕ МОТИВИРОВАН. Он не способен к творчеству. Потому он не сможет производить больше продукции, чем потрачено на замещение его потребностей и принуждение к тому, что он в естественной среде не сделал бы никогда. И что особенно важно в режиме замещения потребностей – человек не выйдет на творчество, на созидательное производство информации. Таким образом в отсутствии мотивации исключаются в массе его творчество и новации. Общество или группа интересов, организующая общество и идущее по этому пути, снижает творчество и адаптивность такого общества в целом при его производстве и конкуренции с другими "более естественными". И результатом оказывается отставание такого общества от обществ с естественной адаптацией в щадящей но вполне реальной конкуренцией.

И это означает, что нарушая систему потребностей с помощью ресурса N, невозможно произвести продукцию N1 > N, то есть уменьшить энтропию. Или, иначе говоря, невозможно осуществить идею вечного двигателя (помимо и свер того. что дает нам наше Светило и источника энергии в обществе по проивзодству ресурсов в случае нарушения иерархии потребностей основной массы членов общества и нарушения иерархии естественных адаптивных процессов Человека – его иерархии потребностей.

Это и есть социальные законы мотивации человека, вытекающие из психологии. Именно их обязаны знать все, кто пытается проводить реформы или ставить социальные эксперименты, как и писать законы для общества. Это и есть примерно то, что случилось по накоплению результатов к моменту 1990-х годов в одной отдельно взятой стране...И это может случиться в ней еще раз, если политическая элита будет использовать устаревшие, по сути атавистические (читатель в ходе освоения самой теории поймет, какие) средства влияния на возглавляемое общество.

7 мая 2016

Более подробно с гипотезой (группой гипотез) антропогенеза - о появлении сознания и мышления Человека из ассоциативной памяти психики высшего Животного - можно ознакомиться в в сорока пяти минутном ролике-презентации, выставленном на Youtube. Такой материал в ролике начинается с 12-ой минуты (12:50) и длится по 42-ю минуту (42:40)

Назад

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика