История

Выставлено 13 января 2015

Письмо Михаилу Шильману

о результатах работы по истории

Настоящий материал сформирован как ответ на вопрос М. Шильмана (Харьков) - специалист по всемирной истории, автор работ "Такты истории" и "Пульс Европы", сайт http://abuss.narod.ru/

Письмо Михаила мне

From: Shilman Mikhail [mailto: ...@hotmail.com]
Sent: Friday, January 09, 2015 4:03 AM
To: Сергей Четвертаков
Subject: RE: О тактах истории с разных сторон...

День добрый и мое почтение
Спасибо за добрые слова - всегда приятно лишний раз узнать, что тебя прочли и даже не разочаровались :) То, что "времени-никогда-нет" понятно :); но, думаю, можно попробовать его найти хоть сколько-то... Я заглянул на Ваш сайт - там дерево разделов\рубрик... может быть, у Вас есть некий обобщающий (или сводный) текст в обычном doc-формате? Так было бы удобнее читать и получить как можно более полное впечатление
С уважением,
Михаил Шильман

Мой ответ Михаилу

Михаил, добрый день. К сожалению, оставлял популяризацию на потом – открывал для себя все новые области. С психологией – это почти бесконечно, точнее «ясность наступает», но ее качество может восприниматься со стороны неискушенного читателя в духе известного романа Достоевского - спешить до публикаций материалов нельзя.

Пытался сделать обзор работ, но считаю это неудачным. Все равно много - на 10 страниц со ссылками (у меня ориентация на популяризацию и обычное изложение для технаря с высшим образованием – это как цель повлиять на массовое сознание. К сожалению, массовое сознание сейчас под давлением телевизора и почти без логики).

Но для человека, знакомого с Всемирной историей, а Вы – уникальный специалист по Всемирной истории - надеюсь изложить короче. И это первая такая попытка – на страничку и только историческая часть - предмет Вашего интереса.

Основной социальный объект – иерархия труда, см. определение – наверху творческий труд - внизу рутинный (сейчас исполнительский, который тоже снимает часть мотивации даже в творческом исполнительском труде).

История с древнейших времен

Потому история  наиболее полно представима динамикой этих структур, их становлением, расцветом и распадом (или завоеванием новыми более поздними соседями) как и постепенным перерождением в частные конкурирующие иерархии труда с подавлением военной общественной функции у государственных иерархий.

Азиатчина (способ производства). АСП

Здесь на лучших почвах с самовосстанавливающимся плодородием возникает впервые, общественная функция иерархии труда и сама иерархия  - раздела ценных земель и позже ирригация. Здесь впервые возникает эксплуатация (изъятие прибавочного продукта) и первый цикл роста и деградации в связи с монополией над своими. Отношение внутри иерархии идет от равенства к неравенству и отчуждению.

Отношение снаружи иерархии есть АСП отношение земледельческого центра (аллювиальные и лучшие почвы) и периферии присваивающего типа (пустая) – родовые отношения.

Централизованная эксплуатация своих как культура

Рабовладение. РСП

Второй этап  - освоение железа – возможность завоеваний и принуждений завоеванных народов или пленных к труду.

Резкое орудийное и культурное неравенство с периферией: земледелие, железо и организация – Это РСП и империи. Эксплуатация чужих. Рост социального неравенства среди «своих» и рост отчуждения – ослабление военной функции и выравнивание уровня культуры с не завоеванной периферией.

Далее идет распространение земледелия по Ойкумене. Периферия получает опыт, организуется и создав молодую иерархи труда с уравнительными принципами нападает на разложенный центр – объединяет старый (разложившийся) центр, подчиняя его себе. Новая империя расширяет фактически зону земледелия за счет сокращения кочевого скотоводства.

Поэтому период расширения империй по поясу субтропиков – умеренной климатической зоне есть период распространения земледелии  (железа и организации) по всему поясу, см. картинки рис. 12-18 на странице.

Это процесс циклический, но цикл зависит от географии и возможностей географической безопасности (полуизоляции и возможности (необходимости) мореплавания – острова, полуострова (Крит, Греция, Апеннины, Западная Европа) или сквозное проветриваемое пространство с малой ролью водного транспорта - Ближний Восток, Центральная Азия, Китай, Индостан, Россия. Размеры иерархий труда (империй) растут, как и катастрофы их временного разрушения до включения новых молодых патриархальных сил. (весь этот процесс объясним вполне с позиций теории Маслоу от начала до конца)

Феодализм. ФСП

И к финалу этого процесса в некоторой точке возникает «относительная полнота земледелия». Это такой момент, в котором

1)    Империи соприкасаются друг с другом

2)    Они находятся в разной степени разложения – предраспада, отчуждения,  пассионарности, стагнации, морально-политического единства власти и титульных народов – все это синонимы.

3)    В порядке распространения земледелия в условном центре или «ядре» оказываются наиболее старые народы (разложение которых уже состоялось), а по краям находятся империи, которые еще не разложились, но УЖЕ не способны к завоеваниям, а снаружи их и еще дальше находится молодая периферия с мощным этногенезом и еще дальше кочевой мир родовых и племенных отношений.

Схема вариантов развития изложена на рисунках 25-30 на странице

И это период реального или зрелого феодализма, который не может прерваться внешними вторжениями молодой периферии потому, что такое вторжение гасится внешней оболочкой из полуразрушенных империй типа Византии, Восточной Европы, Руси. При этом поздние вторжения норманнов, венгров, монгол и турок не доходят до ядра земледелия, см. рис.31-31 на странице .

Зрелый феодализм в социальном смысле есть свойство такого распада империй на народности с частными земледельческими иерархиями труда, которые сами по себе слабы, но способны препятствовать созданию новых централизаций, но существуют достаточно безопасно и долгий период без внешних массовых вторжений кочевников или молодой родовой патриархальной периферии (варваров). Социально – это сосуществование множества конкурирующих иерархий труда в рамках или в среде одной принадлежности – одной народности языка, религии, культуры – полная социальная общность (все потребности удовлетворяются)

Это и есть Западная Европа к X-XI вв. в отличие от всего другого мира. Позже (и с опозданием) такое же состояние возникает и в Японии на архипелаге как пространстве безопасности (и частично в Корее – полуостров, отделенный горами, см. рис. 33-39 на странице.

Новизна социальных отношений в том, что 1) впервые эти иерархии труда не способны отнять продукт у крестьян сверх приемлемой для них традиции (невозможность сверхэксплуатации) и 2) демотивировать крестьян собственными экспансиями-войнами, как и трагически вынужденной обороной. Причина в том, что 1) крестьяне способны бежать от сеньора с тяжелыми повинностями к сеньору с меньшими. И вернуть сеньору их невозможно, см. рис. 7 на странице. Горизонтальная мобильность и конкуренция (ее возможность) выводит впервые в истории иерархий труда эксплуатацию крестьян на достаточно низкий уровень, приемлемый для мотивации работников в самостоятельном крестьянском хозяйстве. Вторая причина 2) в том, что объективно все взаимные экспансии внутри Европы оканчиваются безрезультатно. В этом регионе выравниваются условия культуры (земледелие, производство железа и оружия, организация и даже этика - не убий - в христианстве). Война равных сил неэффективна и угрожает утрате крестьян - рабочей силы, что позже отражается в установлении Божьего мира".

Далее растет население, продукт,  и из него (без государства еще) возникает малый город (и независимый и коммунальный), ремесло и торговля. Все остальное известно. Но этот прорыв и закономерен и локален  как место перерождения иерархий труда из государственных в частновладельческие (уже мануфактуры), при которых постепенно ограничиваются властные функции государства (и роли обороны и войны вообще, ибо войны поле катастрофы борьбы за колонии не удовлетворяют коренным интересам ведущих участников производственного процесса).

Таким образом феодализм как необходимый процесс закономерно прошел, но прошел как уникальное явление и в одном месте, выведя социальные отношения (и социальную структуру иерархии труда) на новый качественный уровень.

Циклы в истории

Циклы – свои циклы есть у империй и у абсолютистских государств, которые как раз и не имеют абсолютной власти над обществом. Сейчас (2014-2015) впервые и в России Путин и клика сторонников, заидеологизированных на войну и реставрацию религии и патриархальной традиции, на изоляцию империи, вынужденным образом в этом убеждаются – экономика становится ведущим фактором и никакие ракеты не помогут. Далее идут циклы перепроизводств и перегрева капиталовложений и еще далее циклы банковских перепроизводств кредитов при частичном резервировании и циклы разогревания экономик (прогнозных ошибок чрезмерного инвестирования)

Ну вот, кажется, и все самое главное относительно динамики всемирной истории

Далее вставляю ссылки на ключевые материалы (и прежде всего, рисунки) в введенный текст и выставляю на сайт. Большинство ссылок – это в реальности рабочие черновики. Нет гарантий отсутствия ошибок, так что буду признателен, указанию на любые неточности. Хотел бы суда строгого, но не смею просить, зная загруженность Вас и каждого в нашем мире.

 О роли психологии

А какова роль психологии? 

Вся эта конструкция ИЕРАРХИИ порождена выходом ОТ ПСИХОЛОГИИ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ (и от ошибок Маркса с трудом и собственностью) и от ЭКСПЛУАТАЦИИ ВНУТРИ ИЕРАРХИИ, что позволяет понять особенность феодализма – самого сложного, спорного в понимании на прошлый момент феномена во всемирной истории.

По части объективно необходимой в обществе эксплуатации частным (немонопольным) капиталом решения, конечно, не режима «отнять и поделить», а скорее, совестного принципа самоограничения престижного потребления и концентрации на инновациях и культуре. Работа по этой теме (не последняя) дана на странице.

С уважением

Сергей Четвертаков

История


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика